Идею проведения театрализованных читок пьес привез в нашу страну с фестиваля в Авиньоне основатель Драматургической мастерской при СТД (тогда ВТО) Игнатий Моисеевич Дворецкий через два года после создания им Мастерской
(1975 год). Но в отличие от Авиньона, где читки были пропагандой современной французской пьесы, Дворецкий увидел в них одну из форм учебного процесса - начинающий автор мог услышать, как его текст звучит из уст артистов. При этом необходимым условием было чтение ремарок, например, тех, что определяли место действия. Потому что на сцене не было декораций – как правило, это было просто свободное пространство.
Первая читка состоялась по пьесе Александра Галина «Летят перелетные птицы», ставила ее Гета Яновская – ныне главный режиссер московского ТЮЗа. В читках с удовольствием работали известные ленинградские актеры, часто все вместе что-то сочиняя. Нередко в качестве режиссера выступал Борис Соколов (ныне народный артист России), а Малый зал Дома актера был полон зрителями.
Существует мнение, что еще до Авиньона этот метод подачи и «продажи» драматургического материала был испытан в Центре Юджина О`Нила в США.
Дворецкий же увидел здесь возможности для обучения.
Сегодня мы педагогическую задачу оставляем на заднем плане. Для нас
важно познакомить зрителей и читателей с теми текстами, которые не
доходят до публики через театр. Хотя мы считаем, что в них есть своё
содержание, выражающее какие-то черты, те её стороны, которые
сегодняшний театр и не выражает, и не отражает. Так расширяются границы
театрального мира. Мы знаем, что эту форму используют и на
презентационных мероприятиях и на фестивалях.
Для драматурга очень важно, что в проекте участвуют актеры, потому что
это не просто читка с листа, как он мог бы прочитать свой текст где-то в
литературном объединении. Это некая проба, эскиз возможного спектакля.
Автор слышит свой текст объемно, не так, как текст звучит у него в его
сознании. Этот текст от него уходит и звучит уже из уст артистов. Это
совершенно особое для автора ощущение, оно помогает ему во многом
доводить в дальнейшем текст до какого-то другого уровня, понимать самого
себя, может быть даже лучше, чем когда он один на один с собой. Всегда,
когда текст уходит от автора, он начинает жить свой собственной жизнью,
обретает какие-то смыслы. Мы зто знаем, и как критики с этим
встречаемся, и просто по своему человеческому опыту понимаем, что
авторский замысел в нашем сознании обретает дополнительные смыслы,
появляются новые обертоны. И для этого такая выбранная нами форма
сценической читки профессиональными артистами тоже очень полезна.
Сегодняшний театр свободен в формальных поисках, и в том числе далеко не
всегда ему нужна декорация, достаточно какой-то маленькой выгородки,
двух-трёх точек пространства - и актёр чувствует себя уже артистом, а не
чтецом. Это полезно и для зрителя, потому что раскрывает какие-то новые
стороны художественной жизни, которая протекает в нашем городе. Так
создаётся особая культурная среда.
Куратор Драматургической мастерской, искусствовед Галина Клих
|