В. М. Советов
профессор факультета Театра кукол Санкт-Петербургской Государственной академии
театрального искусства
(технология изготовления)
Санкт-Петербург 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стало привычным называть театр кукол искусством древним и вечно молодым. Как ни шаблонно звучит эта фраза, она содержит глубокую и важную истину. Действительно, театр кукол известен многим древнейшим культурам и является неотъемлемой частью искусства конца XX - начала XXI веков. За сотни, тысячи лет верной службы человеку этот театр овладел разнообразными системами кукол и типами представлений, выработал местные традиции, характерные приемы, образы и т.п. и до сих пор не останавливается в своем развитии - поискам и находкам нет предела. К нашему времени уже многое ушло из жизни, как, например, китайские пороховые куклы, мистериальные иранские куклы на палках, изготавливаемые буддийскими ламами Тибета из сливочного масла обрядовые фигурки, с которыми разыгрывались новогодние представления и т.п. Зато добавилось много нового. XX век по праву считается "эпохой Возрождения", золотым веком искусства театра кукол потому, что вобрал в себя опыт предшествующих этапов развития и познакомился со всеми видами национальных театральных кукол. Необычайно возрос интерес к этому искусству, увеличилась его социальная значимость, усилилась эстетическая функция кукольного представления. Причины такого увлечения и начавшегося (теоретического и историко-культурного) изучения театра кукол исследуются современными учеными. Вопрос этот достаточно сложный и требует особого разговора, нам же пока важно подчеркнуть следующее: массовый интерес к кукольному театру требует удовлетворения спроса, т.е. увеличения количества кукольных театров и студий с одной стороны; и возможности получения необходимых знаний и навыков - с другой. Качество спектаклей, естественно, в огромной мере зависит от куклы - главного художественного инструмента в театре кукол.
Изготовление театральной куклы - дело сложное и одновременно вполне доступное, это и ремесло, и творчество; здесь есть свои секреты и необходимы определенные знания, овладение которыми раскроет удивительный мир - фантастический, прекрасный, бесконечно разнообразный, наивный и мудрый Мир Театра Кукол, под обаянием которого человечество находится уже несколько тысячелетий.
Театральная кукла должна не только полностью соответствовать замыслу спектакля, отражать главную его идею, включаться в систему всего художественного оформления, но и непременно быть произведением искусства художника. Поэтому так необходимо актеру, режиссеру, а в первую очередь, конечно, художнику, собирающемуся работать в театре кукол, знать обо всех разновидностях современной театральной куклы, владеть техникой ее изготовления.
В книге пойдет речь о традиционных системах кукол, которые широко употребляются в наше время. Это перчаточные куклы, тростевые, марионетки, теневые, планшетные и открыто управляемые. Каждая из названных систем имеет свою историю, свои временные и национальные варианты.
Перчаточная кукла издревле была известна на очень обширной территории. Существует мнение, что родина ее, как, впрочем, и некоторых других кукольных систем, - Восток, скорее всего - Китай. Повсеместно эта кукла выглядела одинаково: в основе трехпалая перчатка, в среднюю часть которой вставлялись указательный и средний пальцы, на них надевалась головка куклы, а в крайние - большой и безымянный с мизинцем - так получались руки куклы. И лишь в Китае, стране огромной кукольной культуры, "анатомия" их была несколько иной. Так называемые "мешочные" куклы выглядели изящно и "человекоподобно", ибо имели точно вымеренные пропорции: головка 40 - 50 мм в диаметре, запястье актера - талия куклы. На протяжении веков перчаточная кукла развлекала публику, меняя свой репертуар, героев, но не внешность. К XX веку она почти вышла из употребления, а в наше время вновь обрела жизнеспособность, правда, сильно изменившись, иной раз уйдя очень далеко от оригинала. Вспомним шарики С.В. Образцова, цветные перчатки Ива Жоли, сочетание открытых рук актера с кукольной головкой на одном пальце в спектаклях многих современных театров кукол.
Марионетки были чрезвычайно распространены па Востоке, знала их и античная Европа. По отношению к куклам этой системы трудно говорить о каком-либо заимствовании. Не только широкая популярность их в ранних культурах большинства народов, знающих кукольный театр, но и слишком заметная разница в управлении ставят под сомнение существование единого центра, откуда могла выйти прамарионетка. В самом деле, такие ли уж прямые родственники, скажем, сицилийская марионетка на единственном железном пруте, идущем от головы куклы, европейские народные марионетки с четырьмя нитями и китайские, где число нитей колеблется от 15 до 40, в зависимости от роли и важности куклы. Очарование фламандских марионеток достигалось их наивностью, условностью, статичностью свободно болтающимися руками и ногами, представляющими собой цельный кусок дерева, состоящий из двух соединенных частей. Восточные марионетки завораживали максимальным приближением к человеку - у них открывались глаза, рты, двигались пальцы на руках, поворачивались вокруг оси головы, открывая второе лицо, они могли выполнять сложнейшие операции, движения. Европейские профессиональные марионетки в своем развитии шли по пути увеличения количества нитей, усложнения ваги, стремясь к обогащению и правдоподобию движений, жестов своих кукольных героев, и достигали в этом серьезных успехов. Но в последние два-три десятилетия вспомнили об условных, примитивных старых куклах, и оказалось, что они не менее интересны, наполнены смыслом и поэзией.
Перчаточные куклы и марионетки давно были известны в Европе, а тростевые и теневые пришли сюда довольно поздно.
Теневые, точнее - силуэтные представления, составляющие мощный пласт кукольного искусства Востока (ваянги Индонезии, "Карагез" Турции и др.), по сути дела, у нас так и не привились, хотя теневые театры существовали в Европе и в XVIII, и XIX в., а на рубеже XIX - XX столетий интересные эксперименты в этом плане устраивал знаменитый парижский "Chat noir".
Что же касается тростевых кукол, то, несмотря на очень позднее обращение к ним, у нас в стране и на Западе они бурно эволюционировали и настолько вошли в ежедневную практику, что стали чуть ли не основной системой театральных кукол. Интересно, что развитие и усовершенствование тростевых кукол шло независимо, самостоятельно в России и в ряде европейских стран (спектакли австрийского художника Р. Тешнера, в первую очередь). У нас они впервые появились у Ефимовых, которые и продемонстрировали их огромные возможности в "Макбете", сыгранном в 1930 г. Куклы Ефимовых еще не были чисто тростевыми: голова куклы надевалась на пальцы актера, а руки удлинялись от локтей скрытыми тростями. И лишь спустя, примерно, десятилетие в ГЦТК была введена третья трость-гапит. Незамаскированные трости появились еще позднее.
Считается, и не без основания, что планшетные и открыто управляемые куклы - порождение нашего столетия. Между тем прообраз их можно найти, к примеру, в кукольных театрах Японии с их большими куклами и открытым, театральным приемом вождения в традициях дзерури, бунраку. Конечно, современные открыто управляемые куклы, как и вообще все театральные куклы, очень разнообразны, индивидуальны, и предусмотреть все возможные их виды, размеры, способы показа, трансформацию трудно и вряд ли нужно.
Кукольное искусство развивается, ищет, экспериментирует. Однако без прочного знания основ движение вперед невозможно. Вот почему изучение театральных кукол необходимо начать с изучения традиционных систем.
А. Ф. Некрылова, кандидат искусствоведения
ВВЕДЕНИЕ
Полвека тому назад в нашей стране была издана книга А.Я. Федотова "Анатомия театральной куклы" (М.,1944), Это была первая отечественная книга о технике театра кукол, о театральной кукле. Автор ее сумел собрать и обобщить опыт советских кукольных театров по созданию и разработке различных систем театральных кукол. Десятилетие спустя Федотов продолжил и развил свои мысли, наблюдения и опыт в книге "Техника театральных кукол" (М., 1953). Значение этих работ для театра кукол и особенно для самодеятельных коллективов, которые бурно развивались в то время, трудно переоценить.
Серьезный разговор о классификации систем театральных кукол продолжил профессор М.М. Королев, в, книге "Искусство театра кукол" (Л., 1973; глава "Многосистемность"). Он выделил шесть основных традиционных систем, отличающихся различным устройством, и пояснил каждую из них.
А.А. Лелявский на страницах своей монографии "Театр кукол" (Минск, 1974) поднимает те же вопросы, но адресует их детскому читателю и в доступной форме рассказывает о различных системах кукол, касаясь даже некоторых секретов технологии их изготовления в разделе "Там, где делают кукол".
Примерно в том же плане, обо всем понемногу, можно узнать из методического пособия А.М. Лебединского "Театр в чемодане" (М., 1977), предназначенного, главным образом, для самодеятельных кукольников.
Из зарубежных работ наиболее интересна статья Генриха Рыля "Техника театра кукол", опубликованная в книге "Театр кукол" (Варшава, 1980).
Задача данной книги — собрать воедино имеющиеся материалы, суммировать теоретический и практический опыт, накопленный в области изготовления театральных кукол для профессиональной сцены кафедрами Театра кукол вузов и училищ, а также многими театрами нашей страны и за рубежом. Книга предназначается не только для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений, но и для работников театров кукол (художников, механиков-конструкторов кукол) и просто для людей, интересующихся театральными куклами. Поэтому необходимо подробней разобраться в каждой из систем кукол и теоретически, и практически, на конкретных примерах.
Предмет Технология изготовления театральных кукол" появился с первых же дней возникновения кафедры театра кукол в Ленинградском Театральном институте им. А.Н. Островского (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) в 1959 году. Более чем тридцатилетний опыт существования кафедры (а с 1988 — факультета театра кукол) дает право, теоретически обосновывая, классифицировать существующие системы театральных кукол, дает возможность проследить появление новых систем, производных от основных, и, наконец, дает право и возможность поделиться этим опытом с теми, кого это заинтересует.
Но прежде чем начать разговор о системах театральных кукол, об их классификации, постараемся уяснить: что же такое театральная кукла? Чем она отличается от любой другой?
В. М. Советов
Книгу можно заказать на факультете театра кукол Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства - тел. (812) 272-8520, e-mail ftk@tart.spb.ru