На вопросы отвечает заместитель директора Северо-Западного филиала Российского авторского общества (РАО) юрист Наталья Ивановна Лохова.
— Наталья Ивановна, как выяснилось, часть драматургов и представителей других театральных профессий не знают о своих авторских правах. Вы не могли бы нам немного помочь?
— Авторское право драматурга ничем не отличается от авторских прав любых других авторов, поскольку закон един для всех, и существует единый нормативный акт, который называется “Закон об авторском праве и смежных правах”, он регулирует отношения любого автора с пользователем. Закон был принят в июле 1993 года, а вступил в силу с 3 августа 1993 года.
— Когда вступает в силу авторское право? То есть когда автор попадает под защиту этого закона?
— Автор попадает под защиту закона в момент, когда он создал свое произведение. Будь оно обнародовано или лежит у него в столе, но оно уже есть, и на него распространяются все нормы авторского права.
— Это произведение должно быть законченным?
— Не обязательно. Это могут быть и фрагменты, потому что они тоже являются частью творчества автора.
— Часто можно слышать от драматургов разговоры о том, что нужно-де “пойти в РАО, зарегистрировать свое произведение”. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Сошлюсь на норму закона: авторское право возникает в силу факта создания произведения и не требует соблюдения никаких формальностей, в том числе и регистрации. Регистрация в РАО производится в “технических” целях и только произведений тех авторов, которые состоят его членами, для того чтобы мы собирали авторское вознаграждение за те виды использования произведений, правами на которые управляем.
— Расширим вопрос: некоторые авторы боятся выпускать из рук свои произведения и говорят о том, что они именно конкретные произведения хотят зарегистрировать в РАО!
— Ничего этого делать не нужно. Любая передача произведения другим лицам должна осуществляться на основании какого-либо договора. Издательский ли это договор или постановочный — в любом случае должен существовать договор, в котором будет оговорено все, что необходимо, и, в частности, как именно и на каких условиях произведение будет использоваться. Если Вы вынуждены отдать произведение пользователю для целей ознакомления, когда вопрос о возможности использования такого произведения еще не решен, можно посоветовать оформлять у пользователя расписку о получении им произведения. Это облегчит в дальнейшем процесс доказательства Вашего авторства в случае спора.
— Какие существуют обязанности у театра и режиссера по отношению к автору?
— Театр обязан заключить договор вне зависимости от того, опубликовано произведение автора или нет, или оно заказано автору театром. Если произведение уже опубликовано или обнародовано каким-либо другим способом, театр может обратиться в РАО за разрешением на его использование (в том случае, конечно, если автор член РАО). Тогда мы можем выдать такое разрешение, согласовав условия его использования с автором. Что касается режиссера...… Режиссер, осуществляя свои режиссерские задумки, не имеет права вносить изменений в авторский текст, либо, если такие изменения вносятся, он обязан их согласовать с автором.
— Что касается текста — тут все более или менее понятно. Но ведь театр — это такое “хитрое” заведение, что он может, сохранив текст, совершенно исказить его смысл… Что делать в этом случае?
— Авторским правом охраняется форма произведения, т. е. текст. Но если театр затронул какие-то моральные права автора, автор имеет право оспорить в суде такие изменения.
— Расскажите об основных изменениях в авторских правах в последнее время.
— Авторское право существовало в России с конца XVIII века и никогда не прекращало своего действия. Разве что в 1918 году, да и то ненадолго. До принятия закона, который действует сегодня, существовал Гражданский кодекс РСФСР 1964г., в котором был раздел “Авторское право”, он-то и регулировал все, что было необходимо. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, которые тоже были обязательны для исполнения всеми сторонами. С принятием нового закона кое- что (относительно драматургии) изменилось: сегодня частая ошибка театров заключается в том, что они по старинке пытаются использовать существовавшее когда-то положение о возможности постановки спектакля по пьесе, где-либо правомерно опубликованной, без разрешения автора, и выплачивать вознаграждение, которое было заранее определено постановлением правительства. Эта норма ушла в небытие (а именно в 1993 году с принятием нового закона), и теперь такого понятия, как использование произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения, практически (за некоторым исключением) не осталось. Любое использование должно осуществляться на основании либо договора с автором, либо с лицом, его представляющим, даже в отношении тех произведений, которые вошли в репертуар театра на основании старого законодательства.
— Представим на минуту, что начинающий драматург только что написал свою первую пьесу. Что ему следует сделать с ней с точки зрения охраны своих авторских прав?
— Если уже есть театр, который готов поставить эту пьесу, драматургу необходимо заключить с ним договор. Если такого театра еще нет... К сожалению, у нас почти не развит институт театральных агентств. Задача театрального (или литературного) агента — пристроить произведение автора, и чем в большее количество театров и чем дороже — тем лучше. У нас же автор пока еще сам должен пробивать себе дорогу. Если он опасается за свое произведение, он может не показывать текст, а написать аннотацию и разослать ее по театрам. Если кого-то это заинтересует, можно будет перейти к каким-то более существенным шагам и переговорам. Автору же необходимо понимать, что сюжет или тема произведения Законом об авторском праве не охраняются, поэтому на одну и ту же тему разные авторы могут создать разные произведения, и каждое из них будет считаться самостоятельным. Любая защита авторских прав происходит в правоохранительных органах и в суде. Если что-то произошло, автор пойдет в суд доказывать свою правоту. Доказательствами может послужить абсолютно все: черновики автора, свидетели, которые видели, как он создавал произведение. В любом случае будет назначаться экспертиза, потому что у каждого автора есть свой, и весьма определенный, творческий стиль. Следовательно, экспертиза будет литературоведческая, филологическая и т. д., какая представится необходимой, и на основании всех этих доказательств суд будет выносить свое решение: что кто у кого позаимствовал.
— Если автор обращается в литературное агентство, он должен заключить с ним договор?
— Безусловно, но это будет договор не авторский, а агентский.
— При заключении договора с театром на что следует обратить внимание в первую очередь?
— Во-первых, для любого авторского договора существует минимальный набор обязательных условий. Такими условиями являются:
— предмет договора, то есть то произведение, которое что автор создал;
— способ использования произведения (для драматурга это, как правило, публичное исполнение его пьесы в театре);
— срок, на который автор передает свое произведение для использования;
— территория, на которой театр вправе использовать это произведение;
— и, конечно же, размер вознаграждения и порядок его выплаты. Обычно вознаграждение состоит из двух частей: аванс (может быть, и гонорар за создание произведения) и поспектакльные отчисления. При заключении договора размер единовременного вознаграждения определяется соглашением сторон. Конкретный размер поспектакльных отчислений тоже определяется соглашением сторон, но существуют и минимальные ставки авторского вознаграждения, которые установлены постановлением правительства РФ. И меньшей оплаты ни автор, ни театр установить не имеют права. Для разных произведений минимальный процент отчислений разный:
— пьеса для взрослых в прозе, многоактная (два и более актов) — 8% от валового сбора, который поступает от продажи билетов; то же самое, но одноактная, — 2,5%;
— пьеса для взрослых, в стихах, многоактная — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
— пьеса для детей в прозе, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
— пьеса в стихах для детей, многоактная, — 11% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%;
— пьеса для кукольного театра, в прозе, многоактная, — 9% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%;
— пьеса для кукольного театра, в стихах, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%;
— инсценировка по неохраняемому произведению, многоактная — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%;
— инсценировка по охраняемому произведению, многоактная, — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%.
— Отслеживанием постановок в театрах и собиранием поспектакльных отчислений и занимается РАО?
— Да. Сбором вознаграждения и последующей выплатой их автору. По всей стране существует сеть наших инспекторов, они проверяют количество исполнений за определенный период времени и поступившие в театр суммы валового сбора. Но авторы могут заключать договоры с театрами и напрямую — минуя РАО, если уверены, что театр будет выплачивать им проценты. А мы собираем вознаграждение только для тех авторов, договор с которыми у нас заключен. За данный способ использования произведения РАО оставляет себе 15% на покрытие расходов общества по решению Авторского Совета РАО.
— Если в системе оплаты возникает сбой, что, на ваш взгляд, должен сделать автор? То есть, если получилось так, что автор, у которого нет договора с РАО, заключил прямой договор с театром, а у него возникли какие-то проблемы…, ему уже нет смысла обращаться к вам?
— Нет, почему же. Он может к нам обратиться, мы окажем ему юридическую помощь. И пойти в суд вместо него он может поручить тоже нам.
— Очень актуальная тема: публикация произведения в сети Интернет. Считается ли она публикацией по современным законам? Что вы об этом можете сказать?
— Публикация в Интернете — это термин с точки зрения действующего законодательства неточный. Размещение произведения в сети Интернет (с возможностью или без возможности его скачивания) – это иной, отличный от опубликования, способ использования произведения. Когда автор передает свое произведение для размещения в сети Интернет, он ведь передает его определенному лицу, обычно провайдеру. И с ним должен быть заключен авторский договор на использование произведения в сети. .
— А что вы можете сказать о независимых юристах?
— Сфера использования произведений очень широка, а РАО в настоящее время оказывает помощь авторам только в рамках своего Устава и принимает к производству далеко не все дела. Поэтому авторы могут обращаться к любому юристу, который будет способен отстаивать их интересы. В Петербурге юристов, специализирующихся в области авторского права, достаточно.
— Когда-то РАО (в прежние времена ВААП) осуществляло некоторые функции литературного агентства. А что сейчас?
— Да, когда-то это действительно было так. Но сейчас эти функции у нас отсутствуют, потому что агентская деятельность — это деятельность коммерческая, а РАО — организация некоммерческая. В те времена, когда существовало ВААП, в стране была монополия государственной внешней торговли. ВААП в сфере авторских прав и выполняло эту государственную функцию. Любое произведение за рубеж или из-за рубежа могло поступать только через ВААП, другого способа не существовало. Сейчас любой автор или организация могут делать это самостоятельно.
— Договор с РАО — что это значит для автора?
— РАО — это организация, которая занимается управлением имущественными правами автора на коллективной основе в тех случаях, когда автор самостоятельно отследить их не может, — например, публичное исполнение, включая радио и телевидение. Если автор сам с каждым пользователем будет заключать договоры, то, вероятнее всего, ему придется о творчестве забыть. Большое количество проблем возникает и у пользователя. Возьмите любой радиоканал и прикиньте: какое количество произведений там используется за сутки. В состоянии ли редакция заключить со всеми авторами договор? Конечно же — нет! Вот для этого мы и существуем. Автор поручает РАО управление своими правами. А это значит — от его имени выдавать разрешения, собирать вознаграждение и ему выплачивать, а также совершать любые юридические действия, которые необходимы для юридической защиты его прав. Это не значит, что автор передает свои произведения РАО для использования. Само РАО использовать произведения автора не в праве. Договор с РАО не является авторским договором.
— Если у автора есть договор с РАО, теряет ли автор право на самостоятельное заключение договора с пользователем?
— Нет, смысл договора в том, что РАО управляет правами на все произведения автора — уже существующими и теми, которые еще будут созданы. Автор, подписавший с РАО договор, должен к нам прийти и сообщить о появлении новых произведений, чтобы мы могли отследить их использование. Если автор желает самостоятельно заключать договор на использование некоего своего произведения, то это произведение он может исключить из списка, сообщив об этом в РАО, чтобы мы к пользователю уже ни с какими претензиями не обращались.
— Вы не могли бы привести примеры конфликтов?
— По большей части они имущественные: иногда театры систематически не хотят платить денег автору, и мы через суд добиваемся не только выплаты авторского вознаграждения, но и компенсации авторам, что значительно больше авторского вознаграждения… Неимущественные конфликты случаются значительно реже. А в спорах об авторстве РАО участия не принимает, потому что не может представлять интересы одного автора в ущерб другому.
— Немного об авторском праве на эстраде, кино и т. д.…
— Авторские права у всех авторов одинаковы.
— А что происходит с авторскими правами режиссеров, композиторов и художников-постановщиков?
— У автора пьесы либо инсценировки, у композитора, у театрального художника — существуют авторские права на их произведения. У театрального постановщика есть так называемые “смежные права”. Этими правами занимается и управляет не РАО, а другие организации. Вернее, должны были бы заниматься. И на бумаге такие организации есть, они зарегистрированы, есть, например, Общество исполнителей в Москве… Но такие организации, как и РАО, должны быть общероссийскими. Пока что режиссеры и исполнители не могут между собой договориться.… Поэтому реально эти организации не работают. Исполнители и режиссеры борются за свои права с помощью юристов самостоятельно.
— Что значит “охраняемые произведения”? Есть какой-то срок давности?
— Это называется “срок охраны авторского права”. По ныне действующему законодательству он исчисляется по общему правилу — срок жизни автора плюс 70 лет с первого января, следующего за годом смерти автора. Но есть исключения. Например, для репрессированных и позднее реабилитированных авторов срок охраны начинает действовать с момента реабилитации. Для произведений, которые при жизни автора не были опубликованы и опубликованы после его смерти, срок охраны составляет 70 лет с момента публикации.
— Расшифруйте, пожалуйста, понятие “минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений, в том числе при театральных постановках”.
— В принципе, размер вознаграждения
определяется соглашением сторон, и, как
правило, он должен исчисляться в процентах
от дохода пользователя. Но правительство
может устанавливать минимальные ставки
авторского вознаграждения. Это значит, что
меньше установленного правительством
процента автору платить не могут. То есть
торг начинается от этого минимума. Этот
минимум разный и зависит от жанра, мы с вами
об этом уже говорили.
Если такой договор все-таки подписан, в
принципе, автор может его оспорить.
— Каков налог с гонорара и поспектакльных отчислений?
— Как обычно, общий подоходный налог 13%.
— Немного о договоре с театрами и издательствами за границей.
— Что касается издательств, то РАО этим
вообще не занимается — автор работает с
издательствами напрямую. А театральные
постановки относятся к так называемым “большим
правам” (“Большие права” — это то,
что касается театральных спектаклей, “малые
права” — эстрады). Во многих странах
существуют общества, которые управляют
правами авторов при таком способе
использования произведений. Каждый раз мы
смотрим: кто с кем и как работает.
Существует ли в стране общество по “большим
правам” или нет. Если в стране есть
общество по “большим правам”, то тогда
такой договор возможен между национальным
обществом, представляющим интересы своих и
зарубежных правообладателей по “большим
правам”, и зарубежным театром. Но автор
может самостоятельно заключать договор с
театром. Налоги в этом случае могут быть
начислены по-разному: нужно знать,
существует ли конвенция об избежании
двойного налогообложения с той страной (это
межгосударственные соглашения). В этом
случае налоги могут быть взяты в стране
получения или в стране выплаты (в
зависимости от положений конвенции).
Бывает проблема, когда наши театры, имея
договор с автором, вывозят свои спектакли
за рубеж. Тут нужно смотреть, в какую
конкретно страну вывозится спектакль. Если
в этой стране есть общество по “большим
правам”, то оно соберет для наших авторов
деньги и перешлет их в Россию. Но если театр
вывозит спектакль в страну, где нет такого
общества, то вся ответственность лежит на
театре, и театр должен заранее договориться
с автором, как он будет расплачиваться с ним
за показ его произведения за рубежом. Во
многих странах мира таких обществ нет.
— Страны СНГ — как они платят авторам?
— В каждой стране существует свое национальное законодательство, свои нормы оплаты. Выплата вознаграждения осуществляется через РАО, но не ежемесячно. Это либо полугодовые, либо годичные выплаты — в зависимости от соглашения.
— Что за драматургический бюллетень выпускает РАО?
— Это не РАО выпускает, это при РАО секция драматургов выпускает бюллетень, т.е. сами авторы. Это некоммерческое информационное издание. Мы, получая такой бюллетень в Северо-Западный филиал, всегда рассылаем его по театрам для ознакомления. Если автор хочет опубликовать информацию в таком бюллетене, он может обратиться либо к нам, либо прямо в Москву, в РАО, в секцию драматургии.
— Что делать автору, если он узнал об использовании своего произведения: в печати, в театре, на радио, на телевидении, за границей?
— Нарушение использования авторских прав в кино или в печати — не проблема РАО. В этом случае автор должен урегулировать ситуацию либо сам, либо при помощи любого юриста. Лучше это сделать с помощью юристов, которые специализируются в области данных прав.Если нарушение произошло на радио, телевидении, в театре — можно прийти к нам в юридический отдел, и будут приняты меры по защите прав автора вплоть до представления его интересов в суде.
— Что значит продажа автором прав на свои произведения или вообще отказ от каких-либо прав?
— Во-первых, говорить о продаже прав
неверно, поскольку права могут
передаваться пользователю на определенных
условиях и на основе авторского договора, а
договор купли-продажи предполагает
передачу в собственность определенной вещи
от продавца к покупателю.
Во-вторых, часто в том, что договоры
заключаются неправильно или на кабальных
условиях, виноваты сами авторы. Привыкшие к
советской системе, где не нужно было ни о
чем особенно думать и где подписывали
бумаги не глядя, они делают это и сейчас.
Каждый договор индивидуален, нет никаких
типовых договоров, все меняется. Поэтому,
прежде, чем подписать договор, нужно
внимательно с ним ознакомиться. И если что-то
непонятно — следует обратиться к
специалистам за разъяснением. Если вы
читаете договор, и он написан таким языком,
что его сложно понять обыкновенному
человеку, значит, договор может содержать
какие-нибудь каверзы. В этом случае нужно
попросить либо разъяснений, либо
потребовать изменений формулировок так,
чтобы это было понятно. Не понятно — не
подписывай. Но если подписал — то должен
понимать, что одностороннего отказа от
исполнения договора быть не может.
Иногда бывает так, что при театральной
постановке у автора приобретаются
исключительные права на все способы
использования произведения, а не только на
театральную постановку: на издание, на
использование в кино, на радио, на
телевидении. Ясно, что театру такие права
попросту не нужны. Они будут лежать мертвым
грузом. Однако, если у
автора приобретены исключительные права,
то автор уже сам выступать от своего имени
не может, он свои права уступил, и автор
должен это понимать.
— Сколько раз можно продать свое произведение?
— В авторском праве нет понятия купли-продажи. Продать можно вещь. А в отношении произведения происходит передача прав на его использование, и должен заключаться авторский договор. Поэтому любой договор купли-продажи, заключенный с автором произведения, можно в судебном порядке признать недействительным. Передать авторские права на исключительной основе в определенном объеме и на определенный срок можно только один раз. Повторно передать в течение этого времени переданные кому-либо по договору исключительные авторские права нельзя. Другое дело, передача неисключительных авторских прав (т.е. предоставление кому-либо прав на определенные способы использования произведения). На неисключительной основе права могут передаваться одновременно многим лицам. При этом, автор также сохраняет за собой возможность самому использовать свое произведение всеми предусмотренными законом способами.
— Что значит право автора произведения на имя?
— У автора есть право на имя. Это означает, что только сам автор использует или разрешает использовать свое произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно. Если автор даже снял свое имя с афиши, то это не значит, что он лишается каких-либо авторских прав. И в любых рекламных материалах указание имени автора обязательно. В западных договорах, например, часто расписывается, в каком месте афиши должно быть напечатано имя автора, что должно быть крупнее, что мельче, и так далее...
— Какое количество текста можно использовать в качестве цитаты?
— В законе сказано, что в качестве цитаты можно использовать определенное количество текста, оправданное целью использования. Что такое цитата? Это подтверждение собственной мысли чьим-то чужим текстом. Причем цитировать текст можно только в определенных случаях. Например, в пьесе, в стихотворениях без разрешения автора этого делать нельзя. Это уже заимствование чужого текста. Цитировать текст без согласия автора можно только в научно-исследовательских, полемических, критических и информационных целях.
— Ваш адрес?
— Адрес Северо-Западного филиала
Российского авторского общества (РАО) —
191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 7-9.
Телефон (812) 314 9314.