Тарас Дрозд

 

ДЯДЮШКА ПОТОМ

 

пьеса для детей

 

Действуют:

Мастер Долото.

Молоток.

Шпатель.

Рашпиль.

Отвёртка.

Стамеска.

 

Музыка.

Яркий свет.

Красивые декорации.

 

Мастер Долото. Эге Гей!.. Помощнички, подъём! Будущие мастера, пора вставать!.. Умываться, на зарядку, завтракать!.. Считаю до трёх!.. Раз... Два... Три! (Оглядывается.) Как-то я неубедительно посчитал... (Ревёт изо всех сил.) Подъём!!! Считаю до трёх!.. Кто первым встанет в строй, тот получит!.. Тот получит!.. Поздравление! Раз... Два... Три! (Оглядывается.) Эй, вы где? Никто не хочет быть первым? Молоточек!

Молоток (появляется, зевает). Ну что?

Мастер Долото. Ты не хочешь быть первым?

Молоток. Я всегда первым встаю. Хочу я этого или не хочу.

Мастер Долото. А вдруг тебя кто-нибудь опередит?

Молоток. Кто? Они, даже если захотят, всё равно опоздают.

Мастер Долото. Поря на занятия. Сегодня вы, молодые помощники, получите самый важный урок.

Молоток. Дядюшка Долото, вы каждый день говорите, что сегодня самый важный урок.

Мастер Долото. Потому что каждый день должен быть самым важным в жизни. Тогда интересно учиться и трудиться.

Молоток. Когда не хочется вставать, то не интересно и подниматься. Важно это или не важно. (Громко.) Стамесочка!.. Отвёрточка!.. Подъём!..

Отвёртка (выглядывая). А нам не интересно.

Стамеска (тоже выглядывая). А нам не интересно!

Мастер Долото. Что? А ну быстро! Не то будете наказаны.

Молоток (зевая). Придёт дядя Гвоздодёр и как треснет по башке!.. Шпатель, ты слышишь?

Шпатель (появляясь). Я тебя поздравляю.

Гвоздик. С чем?

Шпатель. С тем, что ты получишь поздравление. Ты же встал первым.

Отвёртка. И мы тебя поздравляем.

Стамеска. И мы тебя поздравляем.

Отвёртка. Перестань дразниться.

Стамеска. Я повторяю. Когда повторяешь, лучше запоминается.

Отвёртка. Бе-бе-бе!.. (Скрывается.)

Стамеска. Ме-ме-ме!.. (Тоже скрывается.)

Мастер Долото. Что за пререкания? Подъем и на занятия! Быстро! (Появившимся Отвертке и Стамеске.) Вы куда?

Отвёртка. Сначала на зарядку.

Стамеска. А потом на занятия.

Мастер Долото. Делайте зарядку здесь, со всеми.

Отвёртка. Мы любим побегать.

Стамеска. Мы хотим проветриться.

 

О т в е р т к а  и  С т а м е с к а убегают.

М о л о т о к  и  Ш п а т е л ь делают зарядку.

 

Мастер Долото. Шпатель, что ты делаешь?

Шпатель (производя замысловатые движения). Зарядку.

Мастер Долото. Посмотри на Молоточка, и делай как он.

Шпатель. У каждого своя зарядка. Ему нужно быть сильным. А мне нужно быть ловким. Для меня важно сделать зарядку языком.

Молоток. Как это?

Шпатель. Ты так не сможешь. (Начинает медленно, затем быстрее и быстрее.) Каляка толкнула под локоть Баляку... Баляка за нос укусила Маляку... Маляка тогда ущипнула Вуляку, Вуляка тарелкой огрела Ляляку, Ляляка схватила за шкирку Нюняку, Нюняка облила компотом Дидяку, Дидяка обмазала кашей Зизяку!.. Каляка, Маляка, Баляка, Вуляка, Лиляка, Нюняка, Дидяка, Зизяка.

 

Прибегают О т в е р т к а  и  С т а м е с к а.

 

Отвёртка. Лялка, Маляка, Вуляка, Баляка!..

Стамеска. Ляляка, Каляка, Маляка, Нюняка, Басяка!..

Отвёртка. Не было никакой Басяки!

Стамеска. Была Басяка! Ме-ме-ме.

Стамеска. Бе-бе-бе.

Молоток. Ты про кого рассказывал?

Шпатель. Это были такие друзья. Я рассказал, как они завтракали.

Мастер Долото. Шпатель, ты болтун.

Отвёртка. Зато интересный.

Стамеска. Зато симпатичный.

Отвёртка. Я сказала "интересный".

Стамеска. А я сказала "симпатичный". (Смущённо.) Ой!..

Шпатель. А чего скрывать? У меня же фирменная ручка.

Мастер Долото. А где Рашпиль? (Вытаскивает за шкирку Рашпиля.) Ты почему до сих пор не встал? Открой глаза.

Рашпиль (открыв один глаз). Я досматриваю сон.

Отвёртка. Интересный?

Стамеска. Симпатичный? Ой...

Мастер Долото. Открой второй глаз!

Рашпиль. Дядя мастер Долото, ну дай досмотреть!.. Ну, пожалуйста!.. Хоть одним глазочком!..

Отвёртка. А про что показывают?

Стамеска. Расскажи, ну!

Рашпиль. Там про это... Про эту... Про каляку-маляку.

Шпатель. Мог бы выдумать и поинтересней что-нибудь.

Мастер Долото. Ты обманщик. Нет у тебя не какого сна.

Рашпиль. Так вы не дали досмотреть!

Мастер Долото. Досмотришь когда-нибудь потом.

Рашпиль. Ага, потом... Такого не покажут.

Мастер Долото. Тоже мне, телевизор нашёлся. Покажут, не покажут. Встали все в строй!

Рашпиль. Молоток, ты, как всегда, первый? Я тебя поздравляю.

Отвёртка. И мы поздравляем. (Хихикает.)

Стамеска. И мы поздравляем. (Тоже хихикает.)

Молоток. Значит, ты не спал?

Мастер Долото. Он лентяй, просто не хотел вставать.

Рашпиль. Молоток, я просто не хотел отнимать у тебя поздравление. Ты так старался. И мы все тебя за это поздравляем! (Хохочет.)

Мастер Долото. Да, Молоточек, ты самый примерный из помощников. Поэтому для тебя сегодня будет особое поздравление. Держи. (Вручает подарок.)

Молоток. Спасибо, дядюшка Долото.

Шпатель. Подарок?

Рашпиль. Нечестно! Дядя мастер Долото, ты про подарок ничего не говорил.

Отвёртка. Если бы мы знали, что будет подарок...

Стамеска. Мы бы давно проснулись.

Отвёртка. Все из-за тебя.

Стамеска. Нет, из-за тебя. Ты же сказала, пусть Молоток встаёт первым.

Отвёртка. Нет, ты сказала.

Стамеска. Я только повторяла!

Рашпиль. Так не честно.

Мастер Долото. Ты сказал, что спал и видел сон. Ты говорил честно?

Рашпиль. Я же спал, поэтому не помню. Наверно пошутил.

Мастер Долото. Да, вставать не хочется. Неохота делать зарядку и чистить зубы. Но если заставляешь себя делать каждый день то, чего не хочется, но надо!.. Обязательно дождёшься какой-нибудь награды.

Рашпиль. Ага, дождёшься. Когда?

Мастер Долото. Потом.

Рашпиль. Подарок был сейчас. Вот он. Если б я знал, я бы встал первым.

Мастер Долото. Я поздравил Молоточка за то, что он встаёт первым каждый день. Все, прекратили болтать.

Молоток. А Шпатель молчит. Только он у нас болтун. Остальным просто завидно.

Мастер Долото. Тогда прекратили разговоры. Сегодня старший мастер Гвоздодёр преподаст вам урок крепления. Тётушка Пила будет принимать экзамен. После чего вас примут в мастера. И возьмут в бригаду на место тех, кто уходит на заслуженный отдых.

Шпатель. А нельзя сразу уйти на отдых?

Рашпиль. Чего зря маяться, если впереди заслуженный? Пусть он будет не заслуженный. Всё равно же отдых.

Мастер Долото. Выбирайте сами. Или делом заниматься, или валяться, как не нужный инструмент.

Молоток. Пошли в класс.

Отвёртка. Лучше делом.

Стамеска. Лучше заниматься.

Отвёртка. Да что ты повторяешь всё время? Ты не стамеска, а повторялка.

Стамеска. А ты ворчалка.

 

Музыка.

М а с т е р  Д о л о т о идёт первым. Остальные за ним, и желательно с песней.

Р а ш п и л ь марширует на месте.

М а с т е р  Д о л о т о возвращается.

 

Мастер Долото. Рашпиль, в чём дело?

Рашпиль. Я потом пойду. Подарок мне будет потом. Сон я досмотрю потом. Тогда пусть и урок будет потом.

Мастер Долото. Старший мастер Гвоздодёр рассердится.

Рашпиль. Он потом рассердится. После того, как я потом не приду.

Мастер Долото. Так ты потом придёшь или потом не придёшь?

Рашпиль. А как лучше сделать, чтобы дядя Гвоздодёр потом не сердился.

Мастер Долото. Лучше потом прийти.

Рашпиль. Хорошо, я потом приду.

Мастер Долото. Да, но мастер Гвоздодёр рассердится сейчас.

Рашпиль. А сейчас не нужно сердится. Я же потом приду. Вот пусть потом и сердится.

Мастер Долото. Зачем же ему потом сердится, если ты потом придёшь? Что-то я запутался. Или чего-то не понимаю?

 

М а с т е р   Д о л о т о уходит.

 

Рашпиль (весело). Потом, потом, потом!.. Бом-бом, бом-бом, бом-бом!

 

Вбегает Ш п а т е л ь.

 

Шпатель. Рашпиль, ты чего такое придумал? Мастера не могут понять.

Рашпиль. Ну и хорошо.

Шпатель (весело). Тётушка Пила зубы сточит, но не разгрызёт.

Рашпиль. Вот и отлично. Без зубов она не сможет нас пилить!

Шпатель. Да, но они спрашивают, что значит "потом"? Это "что", или "кто", или "где" или "когда"? Если не ответишь, должен немедленно явиться на урок.

Рашпиль. Что или кто? Как же ответить?

Шпатель. Хочешь, подскажу? Если б меня спросили, я бы такого наболтал!..

Рашпиль. Ну?

Шпатель. Я бы сказал дядюшкам Долото и Гвоздодёру, что "потом" - это "кто". Это тоже дядюшка!

Рашпиль. Дядюшка? А какой?

Шпатель. Какой он из себя? Главное - что он делает. А он всё делает... потом!

Рашпиль. Правильно! Как здорово я придумал.

 

Вбегают О т в ё р т к а  и  С т а м е с к а.

 

Отвёртка. Рашпилёчек, ты пойдёшь на урок?

Стамеска. Ты пойдёшь на урок, на экзамен?

Рашпиль. Передайте дядьке Гвоздодёру и тётке Пиле, что мне даёт уроки дядюшка Потом.

Отвёртка. А какой он?

Стамеска. Какой он, как выглядит?

Шпатель. Сейчас нарисуем его портрет. Включи экран для рисования. (Подходит к засветившемуся экрану и начинает рисовать.) Лицо у него... какое? Круглое, продолговатое? Или квадратное?

Рашпиль. Правильно, квадратное!

Шпатель. Подбородок круглый, лоб сделаем квадратный... Нос короткий или длинный?

Рашпиль. Короткий.

Шпатель. Лучше длинный. Глаза...

Отвёртка. Голубые!..

Стамеска. Лучше васильковые!..

Рашпиль. Сделай чёрные глаза.

Шпатель. Глаза будут... Один большой, другой косой. Готово!

Рашпиль. Ну, как? Хороший портрет я сделал?

Отвёртка. Рашпиль, а у тебя очень симпатичный дядюшка.

Стамеска. Обхихикаешься.

Отвёртка. А где он сейчас?

Стамеска. Он появится?

Рашпиль. Он в компьютере сидит и оттуда со мной по телефону разговаривает.

Отвёртка. Его уроки нужно учить?

Стамеска. Нужно повторять?

Рашпиль. Не обязательно! На его уроках можно прыгать, скакать, свистеть, делать что хочешь. (Прыгает, напевая мелодию.)

Шпатель. Ну, попрыгали. А дальше что?

Отвёртка. Про что дядюшка Потом рассказывает из компьютера?

Стамеска. Про что его уроки?

Рашпиль. Про то, как Маляка с Калякой пришли в гости к Вуляке с Балякой.

Шпатель. Ну-у!.. (Отходит в сторону.)

Отвёртка. А потом?

Рашпиль. Они сели за стол... И Вуляка огрела тарелкой Ляляку, Ляляка облила компотом Нюняку.

Отвёртка. Мы уже про это слышали.

Стамеска. Мы про это знаем.

 

Входит М о л о т о к.

 

Молоток. Вы же не сдадите экзамен. Так и останетесь маленькими помощниками.

Рашпиль. Нас дядюшка Потом сделает мастерами.

Молоток. Сейчас же самый важный урок. Крепление!

Рашпиль. У нас этот предмет давно изучен. Каляка хватает зубами Маляку... Баляка за нос прицепилась к Вуляке... Крепко-крепко... Ну, так, чтобы дружбу не разорвать.

Молоток. Шпатель, тебе интересно его слушать? Он же сам ничего придумать не может.

Шпатель. Он придумал дядюшку Потом.

Молоток. Пошли. Чем быстрее изучим мастерство, тем скорее начнём делом заниматься. А поболтать всегда найдём время.

Рашпиль. Шпателёк, оставайся с нами. Мы ведь уже трудимся.

Молоток. Как вы трудитесь?

Рашпиль. Дядюшка Потом дал нам задание бегать прыгать и ногами дрыгать. Гоняться, кувыркаться, тарелками бросаться.

Молоток. Хорошее задание. Я могу делать это после занятий без всякого дядюшки.

Рашпиль. Да что тебе говорить. Иди, гвозди колоти.

Отвёртка. А мы будем дразниться и кривляться.

Стамеска. Калякаться-малякаться.

Отвёртка. Повторяй правильно. Шпателёк, не уходи.

Шпатель (подойдя к Молотку). Я выучу потом урок крепления.

Молоток. Потом сдать экзамен будет трудней. Всё нужно делать вовремя.

Шпатель. Не стучи нам по мозгам. Пожалуйста.

 

М о л о т о к уходит.

 

Отвёртка. Давайте поговорим с дядюшкой Потом?

Стамеска. Как он отвечает из компьютера?

Рашпиль (взяв микрофон, страшным голосом). Здравствуйте, дети!.. Я дядюшка Потом!.. Я сейчас вас поймаю, и буду кушать!.. Ха-ха-ха!..

Отвёртка (взвизгнув). Ты потом нас поймаешь!..

Стамеска. Ты сейчас не можешь нас поймать, потому что ты - потом!

Рашпиль. Нет, он не такой.

Отвёртка. Такой.

Стамеска. Такой сякой!..

Отвёртка. Правильно повторяй!

Рашпиль. Это мой дядюшка, и я лучше знаю, какой он. Он передал по телефону, что только я должен командовать, что нам всем делать.

Шпатель. Командовать? Командовать нами ты будешь потом.

Рашпиль (взяв телефонную трубку). Алло, дядюшка?.. Что нам сейчас делать? Нам хочется что-нибудь поделать, а то скучно... Вернее, нам ничего не хочется делать, но для этого нужно найти какое-нибудь занятие... Ага, хорошо. (Страшным голосом.) Вы должны разучивать компьютерную песенку. Какие слова выпадут в рифму, те и напевать.

 

Звучит электронная музыка.

Р а ш п и л ь напевает, остальные повторяют.

Не сейчас, не сейчас, а потом, а потом,
Всё кругом, кувырком, босяком, дураком!
Целым днём, с ветерком, мы поём, ни о чём!
Мы поём, о своём, как пойдём, вчетвером,
Не сейчас, не сейчас, а потом, а потом!..

 

Шпатель. Какая-то странная песенка.

Рашпиль. Пой давай вместе со всеми.

Шпатель. Не хочу я. Нужно быть полном барабаном, чтобы повторять одно и тоже. О, Рашпиль, ты будешь большим, а вы маленькими бабанчиками. А ваш дядюшка самым главным бабабаном! Бубен такой!.. Запевай, три-четыре!..

Отвёртка. Мы не хотим быть барабанчиками. Я Отвёрточка.

Стамеска. Мы хотим быть самими собой.

Шпатель. Чтобы быть самими собой, нужно уметь хоть что-то делать.

Рашпиль. А мы потом сделаем.

Шпатель. Ну вот потом и будете самими собой.

Рашпиль. Так это же здорово! Мы потом обязательно будем. Обязательно. А сейчас можем продолжать.

Шпатель. Продолжайте. А мне нужно на урок, а то не сдам экзамен.

Отвёртка. Ты уходишь?

Стамеска. Ты нас бросаешь?

Шпатель. На занятиях я хоть что-то новенькое узнаю. А здесь всё известно. Я даже поинтереснее могу придумать.

Рашпиль. Шпатель, дядюшка Потом накажет тебя. За предательство.

Шпатель. Не накажет. Я делаю то, что хочу. А то, чего не хочу, откладываю на потом. Твоему дядюшке. Чем больше дел для него откладывается, тем лучше для вас. Верно?

 

Ш п а т е л ь уходит.

 

Отвёртка. Ушёл. Без него не интересно.

Рашпиль. Неправда! Слушаем все. (Нажимает кнопки на пульте.) Песню дядюшки Потом можно слушать быстрее... (Поёт, убыстряя темп.) Или медленнее... (Те же слова повторяет в замедленном темпе.) Здорово, правда?

Стамеска. Конечно, здорово. А можно петь и танцевать. Давай, попробуем?

Отвёртка (пожимая плечами). Чему ты радуешься?

Стамеска. Ты хочешь уйти? Если мы решили быть вместе с Рашпилем, то нельзя его бросать.

Отвёртка. Я потом буду петь и танцевать. Если потом, значит, я с вами.

Стамеска. Но ты же уходишь?

Отвёртка. Но потом я приду.

Стамеска. Ты по-настоящему придёшь, или как?

Рашпиль. Что ты её спрашиваешь? Хочет - пусть идёт.

Отвёртка. Шпателёк!.. Ура, он вернулся.

 

Входит Ш п а т е л ь.

 

Шпатель. Из-за вас!.. Молоток сдал экзамен, а я - нет.

Отвёртка. Почему? Ты же такой способный.

Шпатель. Я прослушал урок, упустил время. Молотка перевели в мастера, дали первое задание. А мне отказали. Из-за вас.

Отвёртка. Почему из-за нас? Ты сам решил остаться с нами. Сначала остался, потом ушёл.

Шпатель. Вы меня уговорили. Останься, останься!..

Отвёртка. Мы ещё и виноваты? Я вообще с ним разговаривать не буду.

Рашпиль. Ты сам остался и сам ушёл. Сам не сдал экзамен, вот сам и виноват.

Шпатель. Ты и подавно не сдашь этот экзамен.

Рашпиль. А я и не собираюсь.

Отвёртка. И мы не собираемся.

Стамеска. И мы не собираемся. Вот.

Отвёртка. Бе-бе-бе!..

Стамеска. Ме-ме-ме. А чего мы друг дружку дразним? Нужно его дразнить. (Вместе с Отверткой в адрес Шпателя.) Ве-ве-ве-ве-ве!..

 

Входит М о л о т о к, на голове шляпа.

 

Отвёртка. Молоточек, откуда у тебя такая красивая шляпа?

Рашпиль. Тебе её подарили?

Молоток. Нет, не подарили.

 

Входит  М а с т е р   Д о л о т о, несёт угощения.

 

Мастер Долото. Внимание. Сегодня праздник. Молоток сдал экзамен, его перевели в мастера. В честь праздника всем подарки. Угощения.

Молоток. Кто-то подарок заслужил, а кто-то не заслужил.

Мастер Долото. Заслужить можно награду. А подарки дарятся всем. Сегодня у всех молодых помощников праздник, потому что один из вас... Молоток, угощай.

Молоток (вручая угощения). Поздравляю... Поздравляю...

Отвёртка. Спасибо.

Стамеска. Пожалуйста.

Рашпиль. А шляпы нам не подарят? Молотку подарили.

Мастер Долото. Молоточек шляпу заработал.

Рашпиль. Как это?

Мастер Долото. Он сдал экзамен. Ему дали задание, и он с отличием его выполнил.

Рашпиль. Я тоже хочу шляпу.

Отвёртка. И мы хотим.

Стамеска. И мы хотим.

Молоток. Когда-нибудь потом вы их заработаете.

Отвёртка. Потом?

Стамеска. Когда это - потом?

Рашпиль. Потом - это дядюшка. Это "кто", а не "когда".

Шпатель. Дядя мастер Долото, разрешите мне пересдать экзамен? Я хочу сдать его сейчас, а не потом.

Мастер Долото. Хорошо, попробуем. Приготовьте класс для экзамена. (Устанавливаются парты и школьная доска.) Начинаем экзамен по теме крепление. Молоточек, ты у нас мастер, будешь принимать экзамен вместе со мной. Задай Шпателю вопрос.

Шпатель. Он будет меня спрашивать? Он такой же, как я, молодой помощник.

Мастер Долото. Он уже не помощник. Молоток, задавай вопрос.

Отвёртка (громким шёпотом). Только не очень трудный!..

Молоток. Шпатель, как соединить деревянную рейку с доской?

Шпатель. Рейку нужно прибить. Или приклеить. На хороший такой клей посадить.

Молоток. Правильно.

Отвёртка. Ура! (Стамеске.) А ты чего не радуешься? Кричи "ура".

Стамеска. Ну - ура.

Мастер Долото. Вопрос второй. Как соединить доску с рейкой, на которой будет висеть груз?

Шпатель. Прибить посильнее... Нет, может оторваться. Нужно... Прикрутить! Рейку нужно прикрутить болтами или шурупами. Чтобы крепление хорошо держало на отрыв.

Мастер Долото. Правильно. Напиши на доске, в каких единицах измеряется длина.

Шпатель. В сантиметрах, миллиметрах, метрах... И километрах. Длинных таких. Когда очень длинная длина.

Мастер Долото. Ладно, Шпателёк. Я считаю, что ты сдал экзамен. А ты как считаешь, Молоточек?

Молоток. Сдал, сдал.

Мастер Долото. Буду просить старшего мастера Гвоздодёра и тётушку Пилу, перевести тебя в мастера.

Отвёртка. А вдруг тётушка Пила не захочет?

Стамеска (хихикнув). И начнёт грызть его своими зубами.

Мастер Долото. Смеются над старшими только недалёкие помощники. Вы молоденькие ещё, востренькие, своих зубок не тупили пока. Но и ваше время придёт. Так что придержите свои насмешки на потом.

Отвёртка. На потом?

Стамеска. Это на когда?

Мастер Долото. Это на тогда, когда все станут мастерами, а вы останетесь помощниками. Тогда и похихикаете.

Отвёртка (Стамеске). Мы же тогда никому не будем нужны.

Стамеска. И хихикать будем не мы, а над нами.

Рашпиль. Ну, переведут нас в мастера. Дальше что? Каждый день одно и тоже? Трудиться, пока не уйдёшь на заслуженный отдых?

Мастер Долото. Те старшие, на место которых вы пришли, мастерски делали свою работу, потому что им было интересно её исполнять. А когда заканчиваешь дело, то и развлекаться веселей. Не так скучно, как если развлечений без дела ищешь.

Шпатель. Дядя Мастер, а шляпа у меня будет? Я хочу с широкими полями.

Мастер Долото. Шляпу нужно заработать.

Шпатель. Дайте мне задание.

Отвёртка. Дядюшка мастер Долото, мы тоже хотим сдать экзамен.

Мастер Долото. Давайте попробуем. Молоток, задай вопрос Отвёрточке и Стамесочке.

Молоток. Один на двоих? Как нужно прикрепить к деревянной доске металлическую пластинку?

Отвёртка. Противный, самый трудный вопрос задал. Ты знаешь?

Стамеска. А ты?

Отвёртка. Я первая спросила. (Шёпотом.) Шпателёчек, подскажи.

Рашпиль. Нужно прибить!.. (Спохватившись, шёпотом.) Посильнее...

Мастер Долото. Рашпиль, ты с кем разговариваешь?

Рашпиль. Можно, я за них отвечу? Металлическую пластинку нужно прибить. Очень-очень сильно. Так приколотить, так её присобачить!.. (Показывает - как.)

Мастер Долото. А вы как думаете?

Отвёртка. Прибить. (Смотрит на Шпателя, тот отворачивает голову.)

Стамеска. Или приколотить. (Смотрит на Рашпиля.)

 

М о л о т о к показывает жестами, что ответ не правильный.

 

Мастер Долото. Молоток, ты им подсказываешь?

Молоток. Я показываю.

Мастер Долото. Они поняли, что ты показал? Отвечайте. (Пауза.) Хорошо. Вопрос второй. Как соединить листок бумаги с картонкой?

Рашпиль. Нужно... Поплевать на него и сильно так прижать!.. Присобачить.

Мастер Долото. Присобачить можно собаку. Если не покусает.

Шпатель. А кошку можно прикошачить. Правда она будет мяучить.

Мастер Долото. Ну? Отвечайте, помощницы остроумненькие.

Отвёртка. Шпатель!..

Шпатель. Ну что, Шпатель, Шпатель. На такой легкий вопрос ответить не можете?

Отвёртка. Могу, но боюсь ошибиться. Как присобачить?

Шпатель (всплеснув руками). Присобачить!.. Ещё скажи - "нужно гвоздиком прибить"

Отвёртка. Прибить гвоздиком?

Стамеска. Нужно прибить гвоздиком!

Мастер Долото. Ответ неверный.

Отвёртка. Зачем ты повторяешь всякие глупости?

Стамеска. Когда повторяешь, лучше запоминается. Сама говорила.

Мастер Долото. Шпатель, вот тебе задание. Нужно подготовить Отверточку и Стамесочку к будущему экзамену. Потому что этот они не сдали.

Шпатель. Да они какие-то несообразительные.

Отвёртка. А ты не мог подсказать?

Шпатель. А если бы меня за это наказали? Я хочу стать мастером.

Отвёртка. Да? Из-за тебя у нас не будет красивых шляпок.

Стамеска. Противный.

Отвёртка. Я такого не говорила. Повторяй правильно.

Стамеска. Я уже повторила правильно. И что получилось?

Мастер Долото. Поймите. Ваши знания - это ключи для будущих дел.

Рашпиль. А мы сейчас устроим другой экзамен. У нас вои ключи. Дядюшка Потом велел мне принять у вас экзамен. Да. Вопрос первый. Нужно Каляку соединить с Малякой.

Отвёртка. А она его любит?

Рашпиль. Кто?

Отвёртка. Маляка Каляку?

Рашпиль. А при чём тут любит - не любит?

Стамеска. Их нужно прибасякать.

Рашпиль. Правильно. А как Нюняку прикрутить к Дидяке? Чем прикрутить?

Стамеска. Зизякой. Призизячить.

Рашпиль. Верно! Поздравляю, вы сдали экзамен.

Стамеска. Мы? Я одна отвечала на вопросы.

Рашпиль. Вы же подружки. Я принял у вас экзамен на двоих.

Стамеска. Ладно. У нас будут красивые шляпки?

Рашпиль. У вас будут шляпки, платья, шарфы, украшения!...

Мастер Долото. Сейчас нарисуем на экране ваши будущие наряды.

 

На экране появляются рисунки.

 

Стамеска. Мне вот это! И вот это!

Мастер Долото. Пожалуйста! А ты, Отверточка, что выберешь?

Отвёртка (скромно). Вот это можно?

Мастер Долото. Запросто. Оно твоё.

Отвёртка. Спасибо. А когда оно у меня будет?

Мастер Долото. Спроси об этом дядюшку Потом. Он устроил такой экзамен, от него и награда. У Рашпиля ключи от ваших наград. А они там, в компьютере. Вот и попробуйте с вашими ключами их оттуда достать.

Шпатель (в микрофон). Дядюшка Потом, отдай платья!.. Отдай немедленно, кому говорю?!.. Не отдаёт. Не хочет. Потом отдаст.

Мастер Долото. Молоточек, нам пора к тётушке Пиле. (Остальным.) Ждём вас на повторный экзамен. Приходите в учебный класс. Шпатель, ты запомнил какое у тебя задание?

 

М а с т е р  Д о л о т о  и  М о л о т о к уходят.

 

Шпатель (тяжело вздохнув). Пойдёмте, буду вас учить.

Отвёртка. Мы не хотим больше учиться у дядюшки Потом.

Шпатель. Правильно, Отвёрточка. В дядюшку Потом можно поиграть. Пока не надоест.

Стамеска. Какой ты умный, Шпателёчек. Примерный такой сделался. А подсказать нам правильный ответ испугался.

Отвёртка. Стамесочка, ты начала говорить своими словами?

Стамеска. Мне надоело повторять за тобой. Иди, учись со своим Шпателем. А я останусь с Рашпильком.

Отвёртка. Чему ты у него научишься? Каляке-маляке?

Стамеска. Басяке.

Отвёртка. Поздравляю.

Стамеска. Спасибо.

Рашпиль. Подарков не надо.

Отвёртка. Ну и оставайтесь. (Шпателю.) Пойдём от них.

 

Ш п а т е л ь  и  О т в ё р т к а уходят.

 

Рашпиль. Спасибо тебе, Стамесочка, что осталась со мной. Ты смелая.

Стамеска. Давай поиграем, что ли? Только не в каляку-маляку.

Рашпиль. Тебе грустно?

Стамеска. Они выучатся. Их переведут в мастера. А мы так и останемся помощниками.

Рашпиль. Зато меньше проблем. Больше времени поиграть. Перестань, мы тоже выучимся. Сами. Это трудно, а мы постараемся.

Стамеска. Хочешь сказать, что дядюшка Потом окажет нам помощь?

Рашпиль. Да, он поможет.

Стамеска. Не смеши.

Рашпиль. Поможет. Мы сами подготовимся, без этого старательного Молотка. И без выскочки Шпателя. И попросим мастера Долото принять экзамен. Тётка Пила погрызёт нас немного и отступится. Она с виду злая.

Стамеска. Мы не сможем сами подготовиться.

Рашпиль. Я сейчас приду. Нужно кое-что узнать.

Стамеска. Я буду совсем одна?

Рашпиль. Ты будешь с дядюшкой Потом. Нажимай кнопки - смотри картинки. Я быстро.

 

Р а ш п и л ь скрывается.

 

Стамеска (нажимая кнопки). Дядюшка Потом, включи, пожалуйста, музыку. Грустную. (Зазвучала музыка.) Ой, спасибо!.. (Поёт.)

 

Ой, как страшно, я ничего не знаю.
Неужели, глупая такая?
Заставлять себя я не хочу.
Лучше заболеть, пойти к врачу.
Говорят - постарайся,
Не болтай - помолчи,
И получишь в подарок ключи.

Мастера твердят: учи уроки.
А не лучше ли плясать под караоке?
Я умею петь и танцевать,
Ну зачем ещё зубрить и отвечать?
А если не справлюсь,
И будут ругать,
И медленно стружку снимать?

 

Возвращается Р а ш п и л ь.

 

Стамеска. Мы сейчас начнём учиться?

Рашпиль. Нет, завтра.

Стамеска. Я так и знала.

Рашпиль. Поверь мне. Завтра у нас будет настоящий урок.

Стамеска. Хорошо. Я поверю тебе в последний раз.

 

Музыка.

Затемнение.

Перемена света.

 

Мастер Долото. Подъём! Помощники, подъём! Пора на занятия. Учиться-трудиться. Отверточка, Стамсесочка, Шпателёк, пора вставать! Рашпиль, ты, конечно же, встанешь потом?

Шпатель (появляясь первым). У меня занятия будут потом. Но для этого я должен встать пораньше.

Шпатель (появляясь и потягиваясь). А Молоток чего не встаёт? Он же всегда был первым.

Мастер Долото. Молоточек давно поднялся.

Отвёртка (появляясь). А где он?

Стамеска (появляясь следом). А где он? Вот только не подумай, что я за тобой повторяю. Ты спросила... (Кривляясь.) А где он?.. А я спросила... (С достоинством.) А где он? По другому.

Мастер Долото. Молоток стал мастером. Теперь он сам знает, когда ему вставать и что делать.

Шпатель. Поняли? Нужно и нам поскорее выучиться.

Мастер Долото. Не опаздывайте в учебный класс.

 

М а с т е р  Д о л о т о уходит.

 

Шпатель. Быстренько делаем зарядку. (Делает гимнастику.)

Стамеска. Каляка чуть-чуть ущипнула маляку...

Шпатель. Да ну хватит уже калякаться-малякаться!

Стамеска. А чего ты раскомандовался? Ты ещё не стал мастером. Ты такой же помощник, как и мы.

Шпатель. У меня задание. Я сдал экзамен, а теперь должен подготовить вас.

Стамеска. А я не хочу, чтобы ты меня готовил. Специально. Чтобы ты не справился со своим заданием.

Шпатель. Я так и скажу старшим мастерам.

Стамеска. Так и скажи.

Отвёртка. И скажем.

Стамеска. Ябеда.

Отвёртка. А ты кривляка. Дразнилка-повторилка.

Стамеска. А ты... А ты!..

Отвёртка. Что? Не знаешь даже как повторить?

Рашпиль. Стамесочка, не отвлекайся. Нам пора заниматься. (Шпателю.) А вам пора на уроки. Вы нам мешаете.

Шпатель. Интересно. (Многозначительно.) Чем это они тут будут заниматься?

Отвёртка. А мне совершенно не интересно. Пойдём от них, Шпателёк.

 

О т в ё р т к а уводит за руку Ш п а т е л ь.

 

Стамеска. А что мы будем делать?

Рашпиль. Мы будем спрашивать. Задавать вопросы. А дядюшка Потом будет отвечать. (Нажимает кнопки.) Дядюшка Потом, мы хотим знать, как нужно крепить материалы?

Голос. Отвечаю!..

Стамеска. Ой! Он заговорил? Мне страшно!..

Голос. Для крепления материалов нужно производить следующие действия...

Стамеска. Он же не разговаривал!.. Я боюсь!..

Рашпиль. Ты повторяй, чтобы лучше запомнить.

Голос. Пришить, приклеить, приколоть, привязать... Прибить, привинтить, прикрутить...

 

С т а м е с к а  и  Р а ш п и л ь повторяют.

 

К полезным действиям относятся... Читать, писать, лепить, красить... Носить, чистить, беречь... Назовите сами полезные действия.

Стамеска. Говори. А я буду повторять.

Рашпиль. Повторять, конечно, полезное действие, но не всегда. Я буду говорить одно действия, а ты добавляй другое.

Стамеска. Я не сумею!.. Я боюсь!..

 

Появляются Ш п а т е л ь  и  О т в ё р т к а, прячутся и подсматривают.

 

Рашпиль. Пилить, строгать...

Стамеска. Рисовать, малевать...

Рашпиль. Собирать!..

Стамеска. Разбирать!..

Рашпиль. Убирать, складывать...

Стамеска. Украшать, одевать...

Рашпиль. Учиться, стараться...

Стамеска. Подстригаться, наряжаться!..

Рашпиль. У тебя получилось лучше, чем у меня. Красивее. И без всякого повторения.

Голос. А теперь назовите бесполезные действия!..

Стамеска. Как это - бесполезные? Я не знаю!..

Рашпиль. Ну, например... Болтать... Вертеться... Подпрыгивать!..

Стамеска. Подпрыгивать? Зачем?

Рашпиль. Откуда я знаю? Это бесполезное действие. Хоть и приятное.

Стамеска. Прыгать - это полезное действие. Полезное для здоровья. А бесполезное... Дразниться, кривляться, бросаться, плеваться!

Голос. Молодцы! Поздравляю.

Шпатель (появляясь). А ещё есть действия приятные, а есть неприятные. Например, обманывать. Или дурачить. Выходи, Молоток! Я узнал тебя по голосу.

 

Из-за экрана появляется М о л о т о к.

 

Стамеска. Это Молоточек?

Молоток. А мы никого не обманывали. Мы учились.

Шпатель. Вы её обманывали. Стамесочку. Ты же поверила, что это дядюшка Потом?

Стамеска. Ну и что? А тебе завидно?

Отвёртка. Нет никакого дядюшки Потом. Нету! Сколько можно играть в глупую бесполезную игру?

Рашпиль. Дядюшка Потом есть.

Стамеска. Есть дядюшка Потом!

Отвёртка. Рашпиль говорит, потому что он упрямый. А ты веришь и повторяешь. (Крутит пальцем у виска.) Значит ты совсем уже каля-маля.

Стамеска. Сама ты каля-маля. Потому что сама за Шпателем повторяешь.

Рашпиль. Вот же портрет дядюшки Потом. Значит, он есть.

Шпатель. Этот портрет нарисовал я. Это я придумал, что "потом" - это дядюшка. Забыл?

Рашпиль. Да это я придумал, а не ты!

Молоток. Кто же из вас придумал?

Шпатель. Пусть они скажут.

Отвёртка. Шпатель придумал.

Стамеска. Рашпилёк придумал.

Шпатель. Портрет кто рисовал? Он?

Стамеска. Ты.

Шпатель. Ну вот и всё. Дядюшка Потом - это выдумка, игра. Бесполезная игра, которая всем надоела. Если мы хотим выучиться и стать мастерами, то игру эту нужно забыть. Я её придумал, я её и отменяю. Всё, нету больше дядюшки Потом. Можете отнести этот портрет на его могилку. (Нажимает кнопки. Портрет на экране пропадает, а из принтера выскакивает листок с изображением.)

Рашпиль. А мы вот хотим, и будем играть.

Шпатель. Нельзя постоянно заниматься тем, от чего нет пользы.

 

Входит М а с т е р  Д о л о т о.

 

Мастер Долото. Ну что, помощнички? Опять бездельничаем? О чём спор?

Шпатель. Мы с Отверточкой учились, а они играли в своего дурацкого дядюшку. А потом говорят, что тоже учились.

Отвёртка. А на самом деле не учились и ничего не знают.

Стамеска. Ну ты и ябеда.

Отвёртка. А почему ты не слушалась? Я же хотела как лучше для тебя.

Мастер Долото. Знают они что-то, или не знают, - покажут экзамены.

Шпатель. Их нельзя допускать к экзамену.

Мастер Долото. Молоточек, Рашпиля со Стамесочкой можно допускать в экзамену, или нет?

Молоток. Можно.

Отвёртка. Почему?

Шпатель. Нельзя! Они же играли, а не учились.

Молоток. Рашпиль придумал, а я помог сделать так, чтобы они играли и учились одновременно. Я младший мастер и мне разрешается ставить оценки. Мой урок они знают на "отлично". Рашпиля и Стамесочку можно допускать к экзамену на мастерство.

Шпатель. Это нас можно допускать, а их нельзя.

Молоток. Шпателёк, ты становишься упрямым, как Рашпиль. Меняешь профессиональную ориентацию?

Мастер Долото. Шпателю было дано задание подготовить к экзамену Отверточку и Стамесочку. Он справился?

Рашпиль. Он не справился. Из-за него Отвертка со Стамеской поссорились.

Шпатель. Из-за тебя они поссорились. А я хотел им помочь. Отверточку я подготовил, а Стамесочка отказалась.

Рашпиль. Я тоже хотел им помочь. Я попросил Молоточка, чтобы он подыграл в нашу игру с пользой для дела. И Молоток лучше всех нам помог.

Мастер Долото. Потому и молоток. Я понял, что вы учились, играли, ссорились, спорили, но самое главное!.. Вы старались помочь друг другу. Поэтому самый важный экзамен вы сдали. Теперь я за вас спокоен. Допускаю всех к экзамену на мастерство.

ВСЕ. Ура!!!

Шпатель. А с дядюшкой Потом придётся проститься. Вот здесь будет его могилка. (Напевает похоронный марш, устанавливает его портрет.)

 

Ему подыгрывают О т в ё р т к а  и  М о л о т о к.

 

Стамеска. А я не хочу с ними хоронить дядюшку Потом.

Рашпиль. А я не хочу с ними ссориться из-за этого.

Стамеска. Что же делать?

Шпатель. Прощай, дорогой наш дядюшка Потом. Нам будет сильно тебя не хватать. Но ты навсегда останешься в нашей памяти.

Мастер Долото. Не всё так просто, друзья. Дядюшку Потом похоронить не удастся. Он вечен. Как невидимый дух. С которым можно поиграть. Но если поверить всерьёз, и начать ему поклоняться, то можно попасть в глупый плен. Слепо верить опасно. Вы ошибались. И это хорошо. Кто не ошибается, тот ничему не научится. Впереди у вас будет ещё не один экзамен, и я верю, что вы справитесь.

Стамеска. Ой, уже боюсь.

Отвёртка. А я волнуюсь.

Рашпиль. Сдадим или не сдадим?

Шпатель. Сдадим.

Молоток. Посмотрим.

Мастер Долото. Дело покажет. Шагайте смело за делами. Выбирайте занятия по душе. Но только не попадайте в плен безделью.

 

Музыка.

 

Все (поют).

Можно бояться, но нужно идти,
И баловаться на трудном пути.
Быть и упрямым, немножко приврать,
И смело ошибки свои признавать.
Рисовать, читать, считать,
Бегать, прыгать, хохотать!
Строить, мастерить, учиться,
И дразниться-веселиться!

 

Конец

 

 

1998 г., апрель.

 

Примечание для актёров.

 

Поскольку пьеса довольно прямолинейна, то при исполнении следует отбросить все линейки, сокращать занудный текст, нести отсебятину и петь всякую "басятину".

 

Автор