СОЧИНЯЕМ ПЬЕСУ

методическое пособие для режиссёрских курсов
по спецкурсу "Практическая драматургия"

От составителя

Основной проблемой театра кукол была, есть и, видимо, еще надолго останется драматургия. Хотя история отечественного репертуарного театра кукол, получившего мировое признание, была бы невозможна без драматургов, многие из которых стали классиками детской литературы.

Несмотря на то, что и сегодня ряды пишущих для детского театра постоянно пополняются, актуальны слова С. В. Образцова, сказанные ещё во второй половине ХХ века: "Даже и сейчас, когда становление советского театра кукол завершилось, и он вступил в период расширения жанровых границ и средств выразительности нам (…) часто приходится иметь дело с драматургами (…), не знающими основных свойств и законов театра кукол" (Образцов С. В. "Моя профессия" 1980 г, Стр. 211). Чтобы как-то компенсировать нехватку пьес, режиссёры сами берутся за перо. К сожалению, и это не снимает проблемы.

Именно поэтому шесть лет назад Санкт-Петербургская Государственная Академия театрального искусства, Российский институт истории искусств (РИИИ) и Санкт-Петербургское отделение СТД России (ВТО) при активном содействии Домика драматургов создали Лабораторию театра кукол, одной из задач которой является поиск новых авторов. Что дало положительный результат: в 2007 году РИИИ совместно с Санкт-Петербургским отделением СТД России выпустил объединенный сборник "Материалы лаборатории театра кукол"/"Сборник пьес для детей", куда вошли работы, прошедшие апробацию в Лаборатории, и девять из десяти опубликованных в нем пьес в первые два года увидели свет рампы. Но Лаборатория не ограничилась поиском уже "практикующих" драматургов - выяснилось, что многие студенты факультета пробуют свои силы в драматургии. Поэтому составной частью Лаборатории стал постоянно действующий семинар "Практическая драматургия", который ведут член Союза писателей Санкт-Петербурга драматург А. М. Зинчук и Ведущий специалист Петербургского отделения СТД России (ВТО) Г. И. Клих. Оба имеют многолетний опыт работы с драматургами накопленный ещё в Драматургической мастерской, которую создал и вел И. М. Дворецкий. Семинар стал хорошей школой для студентов, пробующих себя в литературе для театра. И результат не заставил себя ждать: двое студентов и выпускник факультета театра кукол были отмечены в этом году на конкурсе драматургии для детей, который проводил СТД России. С. Дорожко получила третью премию в разделе пьесы для детей до 8 лет, выпускник факультета А. Макеев – вторую премию в разделе пьес для детей до 13 лет. Оба они и студент А. Уставщиков приглашены на семинар молодых драматургов, проводимый СТД РФ.

Действующий в рамках Лаборатории семинар давно вышел за её рамки. На заочных режиссёрских курсах доцента Т. Р. Стависской  и она, и доцент А. Я. Стависский уже несколько лет проводят занятия со студентами по практической драматургии. И положительный результат этого начинания заставил задуматься о введении в учебный процесс подготовки режиссёров (пока еще только режиссеров) специального курса. Тем более что во многих странах Европы уже давно существует практика подготовки драматургов в рамках высших учебных заведений.

Предлагаемый сборник - не только итог работы драматургического семинара Лаборатории, но и (хотелось бы надеяться) своеобразное методическое пособие для вводимой на факультете театра кукол новой учебной дисциплины "Практическая драматургия".

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия. Круглый стол руководителей и участников Лаборатории театра кукол, посвящённый пятилетию её существования (впервые был опубликован в периодическом издании РАО "Авторы и пьесы" выпуск 27 за 2009 год)

 

Раздел первый. Немного теории

"Драматургия театра кукол" - Б. П. Голдовский
"Репертуар отечественных театров кукол сегодня" - А. А. Шепелёва (в работе)
"Практическая драматургия" - А. М. Зинчук
"Режиссерские упражнения по построению диалогов и написанию пьес" - А. Я. Стависский, Т. Р. Стависская
"Воспитание у режиссёров авторского начала" - Н. П. Наумов
"Как это делается? Драматурги о своей работе" - Л. Н. Разумовская, Ю. В. Ломовцев, М. Супонин, П. Панчев (Болгария)
"Правила оформления текста пьесы"

 

Раздел второй. Литературное творчество студентов
Рассказы, созданные студентами разных лет обучения:

а) По схеме из трёх слов

"Ненужная" Дудкина Полина
"Я всегда буду с тобой" Дудкина Полина
"Пал Иваныч" Ерохин Дмитрий
"Птица" Ерохин Дмитрий
"Знание" Иванов Сергей
"Метаморфозы" Качалина Елена
"Веточка" Овсянников Павел
"Часы с кукушкой" Овсянников Павел
"Душа мира" Трофименко Елена
"Туман" Фиш Борис
"Встречи" Шарапова Надежда
"Лица" Шмитько Никита
"Ночь" Шмитько Никита

 

б) Рассказ о старой игрушке детства

"Мой мужчина остался на чердаке" Бирюкова Екатерина
"Кусочек моей грусти" Дорожко Светлана
"Розово-фиолетовый крокодил" Дмитриев Дмитрий

 

в) Наблюдение за детьми

"Машуля от 2 до 5" Туманова Нина

 

г) Заявка на пьесу

"Корни" Трофименко Елена

 

 

Раздел третий. Первая проба
Пьесы написанные студентами факультета театра кукол СПбГАТИ

 

"Калямаля" Дорожко Светлана
"Шишка" Костин Влад
"Бабайкина песенка" Ледовских Наталья
"Маленький кусочек большой сказки" Макеев Артём
"Сказка про Василису Премудрую" Мериго Станислава
"День рождения Дашеньки" Уставщиков Алексей
"Колючие пушинки и пушистые колючки" Хахалкина Наталья