ФАКУЛЬТЕТ ТЕАТРА КУКОЛ СЕГОДНЯ

Факультет театра кукол сегодня – это около 180 студентов очного и заочного отделений, 24 педагога и сотрудника, две кафедры и, главное, - это 45 лет постоянного творческого поиска в области профессионального обучения кукольников по четырем специальностям – актёр, режиссёр, художник-постановщик и художник-технолог.

Безусловно, художественные устремления современного театра кукол отличаются от тех, что были лет 10-15 назад: ещё больше расширился диапазон используемой драматургии, режиссёры и художники стали ещё смелее в поисках формы.

Всё это, казалось бы, требует от школы серьёзных изменений в своём творческо-методическом направлении. Конечно, факультет не остаётся в стороне от художественных поисков современного театра кукол. Но свои учебные программы мы строим, опираясь на основное положение “ленинградской школы”, заложенное профессором М.М.Королёвым - центром спектакля является КУКЛА как художественный инструмент АКТЁРА. Факультет остаётся на позиции, что ШКОЛА - это учебный процесс, последовательно раскрывающий студентам технологию избранной ими профессии, а любая учёба должна начинаться с изучения азбуки. ШКОЛА только готовит к художественному творчеству.

Такой, казалось бы, консерватизм не мешает смелым экспериментам наших выпускников и выдвигает их на ведущие позиции в современном отечественном театре кукол. Достаточно посмотреть перечень лауреатов премии “Золотая маска” за последние годы.

2003 год – режиссёр Р.Кудашов (выпускник Г.М.Козлова, 2001 г театр “Потудань” СПб)

художница А.Торик (выпускница Т.В.Мироновой 1999 г, театр “Потудань” СПб)

актриса С.Михайлова (выпускница С.К.Жукова 1978 г. Архангельский театр кукол)

2002 год – режиссёр И.Игнатьев (выпускник М.М.Королёва1976г. “Кукольный театр сказки” СПб)

художница А.Игнатьева (выпускница В.Г.Ховралёвой1977г. “Кукольный театр сказки” СПб),

режиссёр Е.Ибрагимов (выпускник Н.П.Наумова 1998 г. театр “Сказка” г. Абакан)

1999 год – художник З.Давыдов (выпускник Т.В.Мироновой 1999 г. театр “Сказка”, г.Абакан)

Если обратить внимание на даты окончания института, то можно смело сказать, что систематический успех наших выпускников – это, выражаясь языком математики, некая “постоянная величина”, определяемая преемственностью творческого развития факультета.

Вспомним этапные художественные вехи кафедры театра кукол : “Куклы – 67” (режиссеры М.М.Королёв и Л.А.Головко), “Принцесса Турандот” (1971 г. режиссёр Л.А.Головко, художник Л.Антонова), “Голый король” (1972г. режиссёр М.М.Королёв, художник А.Сантанеева) и, конечно, “Маргарита” (1980г.режиссёр М.М.Королёв, художник Л.Липовская)

Творческая преемственность – это и верность традициям, традициям методики обучения. Определяющим моментом в этом является соединение в учебном процессе студентов всех специализаций факультета. Именно это позволяет интересно раскрываться творческому потенциалу студентов ещё в годы учёбы. Достаточно вспомнить совместные работы курса художников В.Г.Ховралёвой и режиссёрского курса Н.П.Наумова над спектаклем “Легенда о Тиле Уленшпигеле” (1996 г) или работу студента-режиссёра Б.Константинова (класс Н.П.Наумова), художницы А.Викторовой (класс Т.В.Мироновой), художника-технолога В.Дакруба (класс В.М.Советова) над спектаклем “Синяя птица”, ставшего дипломной работой актёрского курса (1998 г.)

Поступательность своего развития факультет видит в поиске интересных педагогических кадров. Это стало определяющим моментом последнего десятилетия.

На кафедре режиссуры и актёрского мастерства (заведующий профессор Н.П.Наумов) в разное время работали наши выпускники: з.д.и. России Н.Ю.Боровков, з.д.и России Р.М.Виндерман, з.д.и.России И.В.Игнатьев, лауреат Государственной премии России Г.М.Козлов, Г.Е.Серебряный. В последние годы на кафедру пришли как опытные мастера сцены з.а.России И.К.Ласкари, Н.В.Карева, з.а.России А.В.Князьков, так и недавние выпускники Т.Р.Стависская, А.О.Миндлин, Я.М.Тумина, С.В.Озерская, что даст новый импульс творческого совершенствования методики обучения. Подтверждением этого служат интересные учебные работы последних лет: “Игра в сорок четыре руки” (режиссёр-педагог А.В.Князьков), “Карнавал рук” (режиссёр-педагог И.К.Ласкари), “Зимняя сказка” (режиссёры-педагоги Т.Р.Стависская и А.Я.Стависский). Новые имена, что отрадно, появились и среди руководителей курсов: доцент И.К.Ласкари, доцент Т.Р.Стависская, доцент А.О.Миндлин.

Динамично развивается и кафедра сценографии и технологии театра кукол ( заведующая профессор, з.д.и. России В.Г.Ховралёва), которая также пополнила свой педагогический состав выпускниками разных лет: И.А.Родэ, А.Ю.Мичурина, Е.В.Важинская, В.П.Антонов. Уже несколько успешных выпусков художников-постановщиков сделано доцентом Т.В.Мироновой.

Художнику-кукольнику очень важно владеть классическими навыками в области рисунка, живописи и скульптуры. Овладевая особенностями театрального дизайна, наши студенты-художники должны знать общие основы дизайна как искусства. Именно с этой целью приглашены опытные педагоги из ЛВХПУ им. Мухиной Н.В.Шумара и И.М.Шумара.

Значительным явлением для факультета стало открытие новой специализации – “художник-технолог театра кукол”. Постоянным руководителем курсов по этой специальности является профессор В.М.Советов, соединивший в себе творческие способности старых мастеров-кукольников: актёр, режиссёр, конструктор.

Говоря о факультете нельзя обойти вниманием заочное отделение. Открытое М.М.Королёвым более двадцати лет назад с целью повысить профессиональный уровень актёров-практиков периферийных театров оно стало сильным фактором , оживившим художественную жизнь многих театров кукол. Среди выпускников-заочников достаточно имён, ставших известными мастерами. Актёры: Н.Алфёрова (Чебоксары), О.Шиняев и Р.Киселёв (Архангельск), Л.Глушкова, В.Чернявский и В.Голованов (Челябинск), В.Кузнецов, Б.Новиков и Е.Иванова (Иваново). Режиссёры – В.Гаранин (Екатеринбург), М.Яремчук (Украина), О.Жюгжда (Беларусь) и многие другие.

7Заочное отделение продолжает расширяться. В 2002 году произведён набор по специальности художник-постановщик (руководитель профессор В.Г.Ховралёва). Успехи двух лет обучения подтвердили правильность нашего решения о расширении заочной формы обучения по творческим специальностям, что станет новым достойным вкладом факультета в повышение художественного уровня театров кукол многих регионов страны. Этому способствуют и целевые наборы актёрских студий, которых только в 90-е годы было четыре: Казахская (рук. профессор И.А.Зайкин ), Чувашская и Армянская (рук. профессор Н.П.Наумов), Бурятская (рук. доцент С.Д.Черкасский).

Факультет имеет творческие связи с коллегами различных стран, участвует в Международных фестивалях театральных школ и научных конференциях. Педагоги проводят мастер-классы за рубежом (Германия, Латвия, Румыния Франция, Финляндия). В 2003 году на базе факультета был проведён Первый Международный педагогический фестиваль, получивший высокую оценку всех участников и предложение , чтобы сделать его постоянным.

Сегодняшняя жизнь факультета, анализ его успехов и трудностей, оценка творческих исканий невозможны без постоянного обращения ко всей нашей сорокапятилетней истории.

Стартом был 1959 год, когда по инициативе главного режиссёра Ленинградского Большого театра кукол (БТК) з.д.и. России М.М.Королёва в Ленинградском театральном институте впервые в русской высшей театральной школе началось обучение актёров для профессиональных театров кукол.

Вместе с ним пришли актеры БТК: В.В.Кукушкин, Б.М.Сударушкин, О.С.Потольская, Е.Р.Ваккерова, режиссёр В.Б.Сударушкин, художники – И.А.Коротков, В.В.Малахиева, В.Г.Ховралёва, скульптор Ю.Г.Клюге, художник-бутафор В.И.Русак. В 1961 году на кафедру пришёл з.а. России Л.А.Головко, ставший основным руководителем актёрских курсов.

Особое место в истории факультета принадлежит выпускникам первых наборов:

Т.П.Андрианова, С.К.Жуков, В.М.Советов, Г.Г.Ханина (актёрский курс), В.Н.Михайлова (режиссёрский курс). Именно они под руководством профессора М.М.Королёва закладывали основы методики, получившей в дальнейшем название “ленинградская школа кукольников”. Ряд выпускников этой “школы” стали проводниками её методики в других театральных училищах и вузах: А.Мишин (Нижний Новгород) Ю.Набоков. И.Зайкин, Р.Виндерман, Г.Честнокова (Свердловск) С.Фесенко, Н.Наумов, В.Денисенко (Харьков). В 1975 г. в Ярославском театральном училище открывает отделение кукольников И.А.Зайкин (ныне профессор нашего факультета).

Вообще 70-80 годы прошлого века можно уверенно назвать триумфом зачинателей идеи профессиональной подготовки специалистов для театра кукол. Достаточно вспомнить фамилии: режиссёры - В.Вольховский, Р.Виндерман, А.Тучков, В.Шрайман, художники - М. Борнштейн, Е.Луценко ( знаменитая “уральская зона”), Р.Агур ( режиссёр,Эстония).Говоря о роли актёров, достаточно сказать, что творческий костяк всех Ленинградских театров кукол – это наши выпускники. Достойный вклад в развитие драматургии для театра кукол внесли - Н.Боровков, А.Веселов, В.Маслов, М.Супонин. В 1995 году президентом Российского центра УНИМА становится народный артист России В.А.Вольховский, в 2002 году з.д.и России В.Н.Шадский - выпускники “ленинградской школы.”

С 1988 года начинается новый этап: кафедра преобразовывается в самостоятельный факультет . Приходят новые педагоги, новые студенты, а значит и новые идеи, новые творческие поиски.

Но, как неразрывная связь с той ,исторической “КАФЕДРОЙ ТЕАТРА КУКОЛ” продолжают работать, передавая творческую эстафету, наши ветераны - заслуженный деятель искусств России, профессор В.Г.Ховралёва, заслуженный работник культуры России В.И.Русак, профессор С.М.Советов, доцент Г.Г.Ханина.

Декан факультета театра кукол

профессор Н.П.Наумов


2 ноября 2004 года. В перерыве между занятиями на факультете обсуждалось дальнейшее развитие нашего Проекта (от каждого курса были представители) - актеры, режиссеры, художники-технологи и художники-скульпторы.