Вечера современной петербургской драматургии
Ночь музеев 2015
Весна возле "Маяковки" (как и по всему городу):
И по всему городу (как и по всей стране) Ночь музеев:
В библиотеке одновременно
несколько мероприятий (из них удалось
заснять только несколько):
II-й этаж. Отдел читальных залов - выставка и обзор «Книги, изданные в блокадном городе» (из фонда редких изданий). Проводит Лариса Юрьевна Хрычикова, хранитель фонда редких изданий:
Тут же неподалеку - образец блокадного хлеба:
II-й этаж. Отдел абонемента. Перформанс «Блокадная библиотека»:
Отдел абонемента в своем обычном рабочем виде - с читателями:
Мы готовим свое мероприятие - черновой
набросок моноспектакля.
В течение короткого времени организуется и "сцена" - по задумке это "блокадный" подвал библиотеки, тут во время войны происходила работа с читателями и выдача книг: Последние наставления режиссера:
Зав. отделом культурных программ Ольга Николаевна Косогор открывает показ рассказом о том, как появилась в библиотеке идея попробовать сделать документальный спектакль по воспоминаниям работников библиотеки, переживших блокаду - архивным документам отряда самообороны Ленинградской центральной библиотеки: Мы назвали его БЛОКАДНАЯ БИБЛИОТЕКА Автор сценария Андрей Зинчук, режиссер-постановщик Максим Мельман, исполнительница единственной роли - актриса Александрийского театра Ольга Гордийчук. Несколько ключевых моментов этого наброска. Вначале мы видим практически неживое, замерзшее в подвале библиотеки "тело":
На наших глазах (все происходит в реальном времени) это "тело" вследствие ряда очень веских внешних причин оживает, и перед нами предстает некое "существо" - поначалу без признаков пола и возраста, которое вспоминает самое начало войны:
А потом так же МОТИВИРОВАННО это
"существо" превращается в женщину-библиотекаря,
готовящуюся к выдаче книг ленинградцам и Громким читкам
- это освоенная
библиотекой форма работы с детьми и
обессиленными гражданами в блокадном городе. Еще несколько мотивированных
превращений, и в финале спектакля героиня предстает перед
зрителями в таком ослепительном виде (это
образ), что
всем и сразу становится ясно: именно она - Душа нашего города,
как травинка через асфальт, "проросшая"
через все невзгоды и время:
библиотекарь, гуманитарий, хранитель
знаний и культуры – наше бессмертие!
Зрительный зал в конце представления (народ все прибывал и прибывал, "просачиваясь" в зал между стеллажей) оказался набит "под завязку" и даже больше - стояли и сидели и в проходах. И единственное пустое место - кресло кого-то из работников библиотеки, вынужденно покинувшего представление и отправившегося по делам "Ночи музеев":
Теперь можно подойти к "сцене" поближе и рассмотреть развешенные на ее "заднике" документы:
А это Блокадная ласточка (конечно, копия одного из ее многочисленных вариантов): . Эту "ласточку"
носили на груди многие ленинградцы из тех,
кто ждал весточки с фронта или с Большой
земли.
А в соседнем зале можно посмотреть "Рецепты блокадной кухни":
О «Документальном театре» - спектакле, построенном на исторических документах, и набирающем популярность «вербатиме»...
Никакого «документального» театра, равно как и «документального» кино, не бывает в принципе, и, вероятно, и быть не может – а если так их называют, то это лукавство. Взять, например, фотографии двух людей (документальные по своей сути свидетельства чьих-то жизней) и положить их рядом, то сразу же возникнет одна маленькая «документальная» неправда: из-за того, что эти люди, возможно, никогда не были вместе (или никогда бы не захотели оказаться вместе) или фотографии эти были сняты в разное время и в разных местах и так далее. Но если сложить таких фотографий несколько в группу, то возникнет некий эффект – времени ли, какого-то сходства или чего-то другого – разумеется, весьма искусственного. А если над такой группой разместить еще и какую-нибудь надпись вроде «Доски почета», то мы получим настоящий «художественный» эффект и – более того – еще и наверняка поверим в него (ведь проверить этот факт у нас нет возможности). Но от «Доски почета» впечатление будет сильнее, чем от каждой фотографии в отдельности. Документального искусства не бывает. Но есть художественная организация документального материала (предварительно тщательно отобранного, потому что искусство – это всегда и прежде всего отбор!). И очень часто случается так, что художественный (эмоциональный) эффект от такой организации оказывается сильнее самого документального свидетельства. Примером тому - множество прекрасных «документальных» кинофильмов, в которых авторы словно бы сталкивают друг с другом фрагменты чужих жизней и документальные истории историй, высекая из них искру искусства. Один из секретов поразительной магии театра А. П. Чехова заключается в том, что Чехов убрал со сцены некие «документы» - происшествия, которые происходят с его героями (пусть и не реальные, а придуманные), оставив зрителю их последствия, превращенные автором в события (со-бытия), в которые втягиваются многие или даже все герои чеховских историй. Потому что организация и построение этих со-бытий - следствия происшествий - видимо, были для автора важнее самих «документов» - фиксирования выдуманных им или подсмотренных в жизни происшествий. Можно вспомнить как минимум два уже ставших хрестоматийными примера: Фильм «Катюша» (реж. В. Лисакович, 1964 г.) с его поразительно простым приемом: камера наблюдает за лицом смотрящей на экран немолодой женщины - настоящей Катюши - а на экране в событиях военной кинохроники она же – только молодая! (Эту героиню найти было, понятно, очень непросто, но это и определило феноменальный в свое время успех фильма). Второй поразительно простой прием использован в фильме «Взгляните на лицо» (реж. П. Коган и П. Мостовой, 1966 г.) - установленная в одном из залов Эрмитажа рядом с «Мадонной Литтой» Леонардо да Винчи, камера снимает лица смотрящих на картину зрителей. А в финале камера выхватывает из их толпы лицо девушки - почти копию Мадонны… Это наиболее яркие и первые пришедшие на ум примеры удачной отечественной «документалистики» - художественной организации документального материала. Точно выверенный художественный прием - организация в некую историю документальных свидетельств – ключ к успеху. Только этот ключ чрезвычайно трудно найти! Несколько слов о театрализованных читках
Планируются к показу и другие работы петербургских авторов, о которых будет объявлено
позже. Справки по тел. 712-52-42. Вход свободный
|
||