В  сборнике РАО "Авторы и пьесы" (выпуск 3/2014, этот выпуск на сайте РАО), посвященном памяти Геннадия Дёмина - театроведа, театрального критика, педагога, переводчика, знатока классической и отечественной драматургии и театра, кандидата наук, Главного редактора этого бюллетеня - с подзаголовком "После пьес" была напечатана и эта статья:

 

Андрей Зинчук

«ВЕЧЕРА СОВРЕМЕННОЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДРАМАТУРГИИ»

в ЦГПБ им. В. В. Маяковского

Организаторы: Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского и Драматургическая мастерская при Санкт-Петербургском отделении СТД РФ (ВТО). Руководители проекта: драматург, член Союза писателей Санкт-Петербурга Андрей Зинчук (ведущий); народный артист России Олег Леваков (режиссёр-постановщик); участники: драматурги и актёры Санкт-Петербургских театров.

Идея попробовать новые формы работы с читателями возникла в недрах Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского («Маяковки» – если коротко и ласково, ЦГПБ – если ещё короче и официально), а именно – у заведующей отделом культурных программ Ольги Николаевны Косогор и она пригласила нас – драматурга Андрея Зинчука и режиссёра Олега Левакова – попробовать поработать в помещениях библиотеки и нашла для этого небольшой бюджет на четыре мероприятия.

Было очевидно, что при скромном бюджете формой подачи пьесы для читателей библиотеки и обычных зрителей может быть только театрализованная читка. Но тут необходимо пояснение (оно появилось на старице Проекта в сети Интернет):

Идею проведения театрализованных читок пьес привёз в нашу страну с фестиваля в Авиньоне основатель Драматургической мастерской при СТД (тогда ВТО) Игнатий Моисеевич Дворецкий через два года после создания им Драматургической мастерской (1975 год). Но в отличие от Авиньона, где читки были пропагандой современной французской пьесы, Дворецкий увидел в них одну из форм учебного процесса – начинающий автор мог услышать, как его текст звучит из уст артистов. При этом необходимым условием было чтение ремарок, например, тех, что определяли место действия. Потому что на сцене не было декораций – как правило, это было просто свободное пространство.

Первая читка в Мастерской состоялась по пьесе Александра Галина «Летят перелётные птицы», ставила её Генриета Яновская – ныне главный режиссёр московского ТЮЗа. В читках с удовольствием работали известные ленинградские актёры, часто все вместе что-то сочиняя. Нередко в качестве режиссёра выступал Борис Соколов (ныне народный артист России), а Малый зал Дома актёра был полон зрителями.

Правда, существует мнение, что ещё до Авиньона этот метод подачи и «продажи» драматургического материала был испытан в Центре Юджина О`Нила в США.

Читки многократно и успешно были опробованы сначала в нашей Мастерской, а потом уже «заразили» ими всю страну. Поэтому и мы решили воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя формой подачи литературного материала. Но для начала предстояло проделать подготовительную работу:

– произвести поиск потенциально интересных читателям библиотеки, но не слишком населённых пьес;

– в Академическом театре им. Ленсовета – месте работы народного артиста России Олега Левакова – подобрать актёров из числа тех, кому был интересен наш новый проект;

– на сайте www.newdrama.spb.ru открыть новую страницу, а на «Петербургских театральных страницах» (в своё время первом в России театральном сайте) опубликовать анонс мероприятия;

– напечатать пригласительные билеты (в нашем отделении СТД РФ и в ЦГПБ) и афишу предстоящего мероприятия;

– провести минимум две репетиции: одну в театре им. Ленсовета, другую на месте предстоящего действия – в Конференц-зале библиотеки.

Для первого вечера мы выбрали драму Юрия Ломовцева «Летний сад» – во многом из-за её названия – нам хотелось начать с чего-нибудь именно петербургского, и 30 января 2012 года в Конференц-зале библиотеки мы и представили свой, поначалу задуманный небольшим, проект. Сразу же появилась идея составить и опубликовать по нему фотоотчет, и вскоре он появился на сайте www.newdrama.spb.ru с анонсом: «Этой работой мы начинаем знакомство с лучшими произведениями петербургских авторов в новом совместном проекте Драматургической мастерской при Санкт-Петербургском отделении СТД РФ (ВТО) и Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского».

Правда, на первой работе полный зал собрать не удалось – читатели библиотеки ещё не привыкли к новой форме подачи литературного материала, а многие о ней просто не успели узнать. Но окрылённые первоначальным успехом, второй работой мы выбрали «Летучую голландку» – пьесу для подростков Игоря Шприца и Юрия Алексина – и показали её через месяц – 28-го февраля 2012 года. На эту работу зал собрался уже практически полный – народ, как говорится, «пошёл» – и поэтому третьей работой, ещё побаиваясь потерять начавшего собираться зрителя, 26-го марта 2012 года мы показали «Вечер молодых драматургов»: «Короткие встречи, короткие звонки» Жанар Кусаиновой и «Журавль и цапля» – пьесу для театра кукол Никиты Шмитько и Павла Овсянникова. Обе эти работы прошли «на ура» и с них начались аншлаги, а наш небольшой Проект начал входить составной частью в другие, более масштабные, проекты библиотеки, и 20 апреля 2012 года в читальном зале «Маяковки» в рамках первой ежегодной социально-культурной акции «Библионочь» состоялась сценическая читка пьесы автора этих строк для двух актрис «Мартышка».

Необходимо сказать несколько слов и об актёрах, которых мы приглашаем на эти мероприятия: в основном это актёры Академического театра им. Ленсовета  – за два года существования Проекта даже сформировалось актерское «ядро»: это заслуженные артисты России Нина Скляренко и Александр Сулимов, артисты: Юлия Левакова, Анастасия Дюкова, Инесса Перелыгина-Владимирова, Валерия Варченко, Даниил Кокин и Роман Кочержевский. Не оставляет своей первой – актерской – профессии и режиссер-постановщик – народный артист России Олег Леваков, исполняя в пьесах часть ролей. Остальные артисты из разных Санкт-Петербургских театров принимают участие в Проекте по необходимости, а среди них есть и молодые, и заслуженные, и даже народные.

Но иногда этой сложившейся «труппе» мы с режиссёром-постановщиком немного «изменяем» и, в частности, для представления «Мартышки» пригласили выпускниц факультета искусств Санкт-Петербургского государственного Университета Анну Гарнизонову и Екатерину Аверьянову. И в следующем крупном проекте библиотеки – «Ночи музеев» 19-го мая 2012 года в программе «Тайные коды Петербурга»  «Мартышка» была показана тем же актёрским составом.

Следующее мероприятие было задумано нами очень масштабно: днём 7 июля 2012 в программе библиотеки «День Фёдора Михайловича Достоевского в Книжном дворике на Фонтанке» в рамках городской акции «День Ф. М. Достоевского» была представлена комедия Сергея Носова «За стеклом». Она была показана с участием автора во дворе библиотеки в костюмах, декорациях и даже с реквизитом (впрочем, актёры держал в руках тексты своих ролей, что совсем не мешало просмотру) на специально установленной для этого мероприятия сцене. Эта работа собрала столько зрителей, что тем из них, кому не хватило стульев, пришлось сидеть на дворовых газонах, что отнюдь не смущало сотрудников библиотеки. Успех комедии был таким, что «За стеклом» мы повторили ещё дважды – в Конференц-зале библиотеки 27 октября того же года и в Большом зале Дома актёра 22 ноября следующего 2013 года. И опять с аншлагами.

Тогда же, во дворе библиотеки, куратором Драматургической мастерской Г. И. Клих было публично отмечено, что библиотеки начали брать на себя новые, ранее не свойственные им функции, – в частности, поиск современной драматургии и работу с современным материалом для театра, и, вообще говоря, они стали превращаться в культурные центры…

«Лунный свет между тенями елей», частная жизнь после Бородина – пьеса Валентина Красногорова была показана 21 декабря 2012 года. За ней 12 февраля 2013 года была показана пьеса «Тандем» Александра Волкова. А 19 апреля 2013 года в отделе читальных залов состоялось в библиотеке знаковое и очень необычное событие: «Шоу драматургов» с участием петербургских драматургов: Тараса Дрозда (заочно), Олега Ернева, автора этих строк, Жанар Кусаиновой, Сергея Носова, Леонида Савина, Владимира Шпакова, Людмилы Разумовской (коротко, ибо она подошла к нам со своего мероприятия) и Николая Якимчука – драматурги рассказали зрителям о себе, а на экране и в аудиозаписи были представлены фрагменты их работ.

В рамках Проекта выступил в библиотеке и Датско-российский театр «Диалог»: 12 мая 2013 года он показал полноценный спектакль по пьесе «Мартышка» – этот спектакль накануне стал лауреатом на Международном фестивале «Соотечественники».

В следующую, ставшую уже традиционной для города, «Ночь музеев» 18 мая 2013 г. была показана пьеса Татьяны Катинской «Станция "Минутка"».

«Вход свободный», сказка в двух актах – комедия известного прозаика Валерия Попова, лауреата множества литературных премий и Председателя правления Союза писателей Санкт-Петербурга была явлена читателям библиотеки и «просто» зрителям 29 марта 2014 года.

«Сочиняем пьесу» 19 апреля 2014 года. Под таким названием увидел свет новый сборник Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства, который и был представлен в Конференц-зале «Маяковки». Сборник был посвящён драматургии театра кукол и первый его раздел рассказывал о семилетнем опыте работы семинара «Практическая драматургия» Лаборатории театра кукол при факультете театра кукол СПбГАТИ, методике обучения студентов режиссёрских и актёрских курсов основам этой трудной профессии. Второй раздел сборника – практические работы студентов: новые пьесы для театра кукол, рассказы, драматургические эскизы и этюды.

25 апреля 2014 года в «Библионочь» была представлена новая пьеса Тараса Дрозда «Преподобный» в виде «почти спектакля» (с элементами костюмов и декораций) по мотивам повести Николая Лескова «Русское тайнобрачие».

Осенью 2014 года в новом театральном сезоне мы решили вернуться к учебному процессу – хотим провести «Вечер Драматургической мастерской при Санкт-Петербургском отделении СТД РФ (ВТО)», где будут показаны работы членов Мастерской. Ожидаем заинтересованных зрителей и полемики (а может быть и помощи от них) по поводу увиденного – при современном театральном процессе, когда лишь очень небольшая часть наших работ просачивается на профессиональную сцену, это чрезвычайно важно для современных авторов.

Адрес «Маяковки» – набережная реки Фонтанки, 46.

Адрес Проекта в сети Интернет – http://newdrama.spb.ru/modern_2/index.htm

Вход на все наши «Вечера» свободный. Справки по тел. (812) 712-52-42.