ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ ДРАМАТУРГА
На вопросы альманаха отвечает заместитель директора Северо-Западного филиала Российского авторского общества (РАО) юрист Наталья Ивановна Лохова.
— Авторское право драматурга ничем не отличается от авторских прав любых других авторов, поскольку закон един для всех, и существует единый нормативный акт, который называется “Закон об авторском праве и смежных правах”, он регулирует отношения любого автора с пользователем. Закон был принят в июле 1993 года, а вступил в силу с 3 августа 1993 года.
— Автор попадает под защиту закона в момент, когда он создал свое произведение. Будь оно обнародовано или лежит у него в столе, но оно уже есть, и на него распространяются все нормы авторского права.
— Не обязательно. Это могут быть и фрагменты, потому что они тоже являются частью творчества автора.
— Сошлюсь на норму закона: авторское право возникает в силу факта создания произведения и не требует соблюдения никаких формальностей, в том числе и регистрации. Регистрация в РАО производится в “технических” целях и только произведений тех авторов, которые состоят его членами, для того чтобы мы собирали авторское вознаграждение за те виды использования произведений, правами на которые управляем.
— Ничего этого делать не нужно. Любая передача произведения другим лицам должна осуществляться на основании какого-либо договора. Издательский ли это договор или постановочный — в любом случае должен существовать договор, в котором будет оговорено все, что необходимо, и, в частности, как именно и на каких условиях произведение будет использоваться. Если Вы вынуждены отдать произведение пользователю для целей ознакомления, когда вопрос о возможности использования такого произведения еще не решен, можно посоветовать оформлять у пользователя расписку о получении им произведения. Это облегчит в дальнейшем процесс доказательства Вашего авторства в случае спора.
— Театр обязан заключить договор вне зависимости от того, опубликовано произведение автора или нет, или оно заказано автору театром. Если произведение уже опубликовано или обнародовано каким-либо другим способом, театр может обратиться в РАО за разрешением на его использование (в том случае, конечно, если автор член РАО). Тогда мы можем выдать такое разрешение, согласовав условия его использования с автором. Что касается режиссера...… Режиссер, осуществляя свои режиссерские задумки, не имеет права вносить изменений в авторский текст, либо, если такие изменения вносятся, он обязан их согласовать с автором.
— Авторским правом охраняется форма произведения, т. е. текст. Но если театр затронул какие-то моральные права автора, автор имеет право оспорить в суде такие изменения.
— Авторское право существовало в России с конца XVIII века и никогда не прекращало своего действия. Разве что в 1918 году, да и то ненадолго. До принятия закона, который действует сегодня, существовал Гражданский кодекс РСФСР 1964г., в котором был раздел “Авторское право”, он-то и регулировал все, что было необходимо. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, которые тоже были обязательны для исполнения всеми сторонами. С принятием нового закона кое- что (относительно драматургии) изменилось: сегодня частая ошибка театров заключается в том, что они по старинке пытаются использовать существовавшее когда-то положение о возможности постановки спектакля по пьесе, где-либо правомерно опубликованной, без разрешения автора, и выплачивать вознаграждение, которое было заранее определено постановлением правительства. Эта норма ушла в небытие (а именно в 1993 году с принятием нового закона), и теперь такого понятия, как использование произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения, практически (за некоторым исключением) не осталось. Любое использование должно осуществляться на основании либо договора с автором, либо с лицом, его представляющим, даже в отношении тех произведений, которые вошли в репертуар театра на основании старого законодательства.
— Если уже есть театр, который готов поставить эту пьесу, драматургу необходимо заключить с ним договор. Если такого театра еще нет... К сожалению, у нас почти не развит институт театральных агентств. Задача театрального (или литературного) агента — пристроить произведение автора, и чем в большее количество театров и чем дороже — тем лучше. У нас же автор пока еще сам должен пробивать себе дорогу. Если он опасается за свое произведение, он может не показывать текст, а написать аннотацию и разослать ее по театрам. Если кого-то это заинтересует, можно будет перейти к каким-то более существенным шагам и переговорам. Автору же необходимо понимать, что сюжет или тема произведения Законом об авторском праве не охраняются, поэтому на одну и ту же тему разные авторы могут создать разные произведения, и каждое из них будет считаться самостоятельным. Любая защита авторских прав происходит в правоохранительных органах и в суде. Если что-то произошло, автор пойдет в суд доказывать свою правоту. Доказательствами может послужить абсолютно все: черновики автора, свидетели, которые видели, как он создавал произведение. В любом случае будет назначаться экспертиза, потому что у каждого автора есть свой, и весьма определенный, творческий стиль. Следовательно, экспертиза будет литературоведческая, филологическая и т. д., какая представится необходимой, и на основании всех этих доказательств суд будет выносить свое решение: что кто у кого позаимствовал.
— Безусловно, но это будет договор не авторский, а агентский.
— Во-первых, для любого авторского договора существует минимальный набор обязательных условий. Такими условиями являются: — предмет договора, то есть то произведение, которое что автор создал; — способ использования произведения (для драматурга это, как правило, публичное исполнение его пьесы в театре); — срок, на который автор передает свое произведение для использования; — территория, на которой театр вправе использовать это произведение; — и, конечно же, размер вознаграждения и порядок его выплаты. Обычно вознаграждение состоит из двух частей: аванс (может быть, и гонорар за создание произведения) и поспектакльные отчисления. При заключении договора размер единовременного вознаграждения определяется соглашением сторон. Конкретный размер поспектакльных отчислений тоже определяется соглашением сторон, но существуют и минимальные ставки авторского вознаграждения, которые установлены постановлением правительства РФ. И меньшей оплаты ни автор, ни театр установить не имеют права. Для разных произведений минимальный процент отчислений разный: — пьеса для взрослых в прозе, многоактная (два и более актов) — 8% от валового сбора, который поступает от продажи билетов; то же самое, но одноактная, — 2,5%; — пьеса для взрослых, в стихах, многоактная — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%; — пьеса для детей в прозе, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%; — пьеса в стихах для детей, многоактная, — 11% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%; — пьеса для кукольного театра, в прозе, многоактная, — 9% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3%; — пьеса для кукольного театра, в стихах, многоактная, — 10% от валового сбора; то же самое, но одноактная, — 3,5%; — инсценировка по неохраняемому произведению, многоактная — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%; — инсценировка по охраняемому произведению, многоактная, — 3%; то же самое, но одноактная, — 1,8%.
— Да. Сбором вознаграждения и последующей выплатой их автору. По всей стране существует сеть наших инспекторов, они проверяют количество исполнений за определенный период времени и поступившие в театр суммы валового сбора. Но авторы могут заключать договоры с театрами и напрямую — минуя РАО, если уверены, что театр будет выплачивать им проценты. А мы собираем вознаграждение только для тех авторов, договор с которыми у нас заключен. За данный способ использования произведения РАО оставляет себе 15% на покрытие расходов общества по решению Авторского Совета РАО.
— Нет, почему же. Он может к нам обратиться, мы окажем ему юридическую помощь. И пойти в суд вместо него он может поручить тоже нам.
— Публикация в Интернете — это термин с точки зрения действующего законодательства неточный. Размещение произведения в сети Интернет (с возможностью или без возможности его скачивания) – это иной, отличный от опубликования, способ использования произведения. Когда автор передает свое произведение для размещения в сети Интернет, он ведь передает его определенному лицу, обычно провайдеру. И с ним должен быть заключен авторский договор на использование произведения в сети. .
— Сфера использования произведений очень широка, а РАО в настоящее время оказывает помощь авторам только в рамках своего Устава и принимает к производству далеко не все дела. Поэтому авторы могут обращаться к любому юристу, который будет способен отстаивать их интересы. В Петербурге юристов, специализирующихся в области авторского права, достаточно.
— Да, когда-то это действительно было так. Но сейчас эти функции у нас отсутствуют, потому что агентская деятельность — это деятельность коммерческая, а РАО — организация некоммерческая. В те времена, когда существовало ВААП, в стране была монополия государственной внешней торговли. ВААП в сфере авторских прав и выполняло эту государственную функцию. Любое произведение за рубеж или из-за рубежа могло поступать только через ВААП, другого способа не существовало. Сейчас любой автор или организация могут делать это самостоятельно.
— РАО — это организация, которая занимается управлением имущественными правами автора на коллективной основе в тех случаях, когда автор самостоятельно отследить их не может, — например, публичное исполнение, включая радио и телевидение. Если автор сам с каждым пользователем будет заключать договоры, то, вероятнее всего, ему придется о творчестве забыть. Большое количество проблем возникает и у пользователя. Возьмите любой радиоканал и прикиньте: какое количество произведений там используется за сутки. В состоянии ли редакция заключить со всеми авторами договор? Конечно же — нет! Вот для этого мы и существуем. Автор поручает РАО управление своими правами. А это значит — от его имени выдавать разрешения, собирать вознаграждение и ему выплачивать, а также совершать любые юридические действия, которые необходимы для юридической защиты его прав. Это не значит, что автор передает свои произведения РАО для использования. Само РАО использовать произведения автора не в праве. Договор с РАО не является авторским договором.
— Нет, смысл договора в том, что РАО управляет правами на все произведения автора — уже существующими и теми, которые еще будут созданы. Автор, подписавший с РАО договор, должен к нам прийти и сообщить о появлении новых произведений, чтобы мы могли отследить их использование. Если автор желает самостоятельно заключать договор на использование некоего своего произведения, то это произведение он может исключить из списка, сообщив об этом в РАО, чтобы мы к пользователю уже ни с какими претензиями не обращались.
— По большей части они имущественные: иногда театры систематически не хотят платить денег автору, и мы через суд добиваемся не только выплаты авторского вознаграждения, но и компенсации авторам, что значительно больше авторского вознаграждения… Неимущественные конфликты случаются значительно реже. А в спорах об авторстве РАО участия не принимает, потому что не может представлять интересы одного автора в ущерб другому.
— Авторские права у всех авторов одинаковы.
— У автора пьесы либо инсценировки, у композитора, у театрального художника — существуют авторские права на их произведения. У театрального постановщика есть так называемые “смежные права”. Этими правами занимается и управляет не РАО, а другие организации. Вернее, должны были бы заниматься. И на бумаге такие организации есть, они зарегистрированы, есть, например, Общество исполнителей в Москве… Но такие организации, как и РАО, должны быть общероссийскими. Пока что режиссеры и исполнители не могут между собой договориться.… Поэтому реально эти организации не работают. Исполнители и режиссеры борются за свои права с помощью юристов самостоятельно.
— Это называется “срок охраны авторского права”. По ныне действующему законодательству он исчисляется по общему правилу — срок жизни автора плюс 70 лет с первого января, следующего за годом смерти автора. Но есть исключения. Например, для репрессированных и позднее реабилитированных авторов срок охраны начинает действовать с момента реабилитации. Для произведений, которые при жизни автора не были опубликованы и опубликованы после его смерти, срок охраны составляет 70 лет с момента публикации.
— В принципе, размер вознаграждения
определяется соглашением сторон, и, как
правило, он должен исчисляться в процентах
от дохода пользователя. Но правительство
может устанавливать минимальные ставки
авторского вознаграждения. Это значит, что
меньше установленного правительством
процента автору платить не могут. То есть
торг начинается от этого минимума. Этот
минимум разный и зависит от жанра, мы с вами
об этом уже говорили.
— Как обычно, общий подоходный налог 13%.
— Что касается издательств, то РАО этим
вообще не занимается — автор работает с
издательствами напрямую. А театральные
постановки относятся к так называемым “большим
правам” (“Большие права” — это то, что
касается театральных спектаклей, “малые
права” — эстрады). Во многих странах
существуют общества, которые управляют
правами авторов при таком способе
использования произведений. Каждый раз мы
смотрим: кто с кем и как работает.
Существует ли в стране общество по “большим
правам” или нет. Если в стране есть
общество по “большим правам”, то тогда
такой договор возможен между национальным
обществом, представляющим интересы своих и
зарубежных правообладателей по “большим
правам”, и зарубежным театром. Но автор
может самостоятельно заключать договор с
театром. Налоги в этом случае могут быть
начислены по-разному: нужно знать,
существует ли конвенция об избежании
двойного налогообложения с той страной (это
межгосударственные соглашения). В этом
случае налоги могут быть взяты в стране
получения или в стране выплаты (в
зависимости от положений конвенции).
— В каждой стране существует свое национальное законодательство, свои нормы оплаты. Выплата вознаграждения осуществляется через РАО, но не ежемесячно. Это либо полугодовые, либо годичные выплаты — в зависимости от соглашения.
— Это не РАО выпускает, это при РАО секция драматургов выпускает бюллетень, т.е. сами авторы. Это некоммерческое информационное издание. Мы, получая такой бюллетень в Северо-Западный филиал, всегда рассылаем его по театрам для ознакомления. Если автор хочет опубликовать информацию в таком бюллетене, он может обратиться либо к нам, либо прямо в Москву, в РАО, в секцию драматургии.
— Нарушение использования авторских прав в кино или в печати — не проблема РАО. В этом случае автор должен урегулировать ситуацию либо сам, либо при помощи любого юриста. Лучше это сделать с помощью юристов, которые специализируются в области данных прав.Если нарушение произошло на радио, телевидении, в театре — можно прийти к нам в юридический отдел, и будут приняты меры по защите прав автора вплоть до представления его интересов в суде.
— Во-первых, говорить о продаже прав
неверно, поскольку права могут
передаваться пользователю на определенных
условиях и на основе авторского договора, а
договор купли-продажи предполагает
передачу в собственность определенной вещи
от продавца к покупателю.
— В авторском праве нет понятия купли-продажи. Продать можно вещь. А в отношении произведения происходит передача прав на его использование, и должен заключаться авторский договор. Поэтому любой договор купли-продажи, заключенный с автором произведения, можно в судебном порядке признать недействительным. Передать авторские права на исключительной основе в определенном объеме и на определенный срок можно только один раз. Повторно передать в течение этого времени переданные кому-либо по договору исключительные авторские права нельзя. Другое дело, передача неисключительных авторских прав (т.е. предоставление кому-либо прав на определенные способы использования произведения). На неисключительной основе права могут передаваться одновременно многим лицам. При этом, автор также сохраняет за собой возможность самому использовать свое произведение всеми предусмотренными законом способами.
— У автора есть право на имя. Это означает, что только сам автор использует или разрешает использовать свое произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно. Если автор даже снял свое имя с афиши, то это не значит, что он лишается каких-либо авторских прав. И в любых рекламных материалах указание имени автора обязательно. В западных договорах, например, часто расписывается, в каком месте афиши должно быть напечатано имя автора, что должно быть крупнее, что мельче, и так далее...
— В законе сказано, что в качестве цитаты можно использовать определенное количество текста, оправданное целью использования. Что такое цитата? Это подтверждение собственной мысли чьим-то чужим текстом. Причем цитировать текст можно только в определенных случаях. Например, в пьесе, в стихотворениях без разрешения автора этого делать нельзя. Это уже заимствование чужого текста. Цитировать текст без согласия автора можно только в научно-исследовательских, полемических, критических и информационных целях.
— Адрес Северо-Западного филиала
Российского авторского общества (РАО) —
191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 7-9. -------------------- Примечание: Эти материалы актуальны только на время их публикации 2005 г.
|