Михаил Михайлович Королев. Режиссер, педагог,
теоретик театра кукол
Один из многочисленных материалов
сборника:
ЗАОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ С ХОРОШИМ ЗНАКОМЫМ…
В 1975-м году я, начинающий инженер, устроился на работу
в Театральный институт (тогда ещё ЛГИТМиК) в должности, которая
называлась необычно и красиво – инженер по свету. Очень хотелось
соответствовать этой должности, поэтому с тогдашним проректором по
хозяйственной работе Е. А. Синявским мы всерьёз взялись за модернизацию
электро- и свето- оборудования института.
Однако, к этому времени меня уже увлекала литература и театр, и я
«втихаря» от окружающих писал небольшие рассказы и такие же небольшие
сценки. И поэтому одной из мотивировок для трудоустройства в Театральный
институт (пожалуй, главной, кроме обычного любопытства) была надежда на
знакомство с кем-нибудь из великих режиссёров или актёров – в то время
Театральный институт представлялся не только мне настоящим Олимпом, так
как преподавали в нем такие известные театральные деятели, как Г. А.
Товстоногов, В. В. Меркурьев и И. В. Мейерхольд, А. А. Музиль, М. В.
Сулимов, А. И. Кацман, Р. С. Агамирзян, З. Я. Корогодский, И. Э. Кох, К.
Н. Черноземов, А. Н. Куницын, И. А. Гриншпун и многие другие
замечательные педагоги. И одним из них был, конечно, и профессор М. М.
Королев!
С кафедрой театра кукол, им основанной (тогда это была ещё только
кафедра, а не факультет), я познакомился как-то сразу, а с Вениамином
Советовым – учеником Михал-Михалыча – даже подружился. «Самого» же
Михал-Михалыча к этому времени видел (именно только видел!) часто: на
кафедре, во дворе Учебного корпуса, на Моховой улице, и иногда в Главном
здании института – исполняющему обязанности не только инженера, но и
ответственного за электрохозяйство приходилось много бегать по
институту.
Внешне Михал-Михалыч был неприступно строг: всегда в хорошо отутюженном
тёмном костюме, светлой рубашке и галстуке – уравновешенный, спокойный
и, судя по всему, немногословный. Масштабный. И более чем просто
одухотворённый. О том, чтобы познакомиться с ним ближе я, начинающий
литератор, в то время не мог и мечтать. И, наверное, это было к лучшему,
потому что первая же с ним «очная» встреча в те времена наверняка бы…
Но обо всём по порядку.
Первая заочная встреча
Мой новый приятель по институту Вениамин Михайлович
Советов, режиссёр и преподаватель-технолог, к этому времени уже знавший
о моих тайных литературных увлечениях, как-то (а это был уже 1978-й год)
предложил мне попробовать написать инсценировку карело-финского эпоса
«Калевала» для Петрозаводского театра кукол.
Предложение было почётным и чрезвычайно интересным – это ведь могло
стать моей первой работой для профессионального театра! Ибо до того я
писал только короткие сценки для театра-клуба «Суббота», да ещё с
Семёном Спиваком (1)
там же, в «Субботе», мы сделали вполне удачный, но очень странный
спектакль «Старая Верона» по мотивам «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.
Теперь бы этот опыт назвали «постмодернистским», но тогда такого слова
мы ещё не знали.
По уши погрузившись в гениальный фольклор, я понял, что работа будет
нелёгкой и долгой. И в самом деле – на неё ушло семь месяцев
кропотливого и ежедневного (вернее, ежевечернего и еженочного, ибо днём
я продолжать исполнять работу инженера по свету) «тайного» для прочих
сотрудников института, тайного кроме Вени Советова, как его называли на
кафедре, труда.
Вскоре Веня поставил в Петрозаводске по этой пьесе замечательный
музыкальный спектакль «Песнь о Сампо». Эта работа оказалась настолько
интересной, что на её публичные просмотры сбегались (но это строго по
секрету!) некоторые актёры и администраторы снимавшегося в то же самое
время в Петрозаводске же Виталием Мельниковым скучноватого фильма
«Утиная охота» (по одноименной замечательной пьесе Александра Вампилова)
с Олегом Далем в главной роли – во время премьерных показов «Сампо» мы с
ним жили в одном «боксе» в гостинице. Получалось так, что у нас с Веней
Советовым (и с его актёрами, художниками и композитором Л. Гореликом)
было интереснее!
Спектакль, как водится, поиграли в театре какое-то время и сняли с
репертуара. Но через несколько лет восстановили. А я нашёл, наконец, для
сказки подходящее название: «Сказание
о чудесной мельнице Сампо и злой колдунье Лоухи» – в 1978-м году в
спешке работы это, более удачное, название найти не получилось. Тогда
же, после успешной премьеры, Веня Советов мне признался:
– Я не хотел тебе говорить, но Михал-Михалыч предупреждал меня, что из
«Сампо» у нас с тобой скорее всего ничего не выйдет, потому что он
несколько раз брался за эпос и у него не получалось!
Узнай я об этом разговоре раньше, с «Калевалой» мне было бы работать
сложнее! Но позже, после удачного спектакля Михал-Михалыч (по словам В.
М. Советова) признал свою ошибку. И с ним мы частенько продолжали
встречаться в институте. Догадывался ли он, что это я написал пьесу для
его ученика Вени Советова?..
Вторая заочная встреча
Через год по просьбе ещё одного ученика Михал-Михалыча,
Олега Карнера, я написал пьесу для театра кукол «Вперёд,
Котёнок!» – Карнер учился тогда на третьем режиссёрском курсе М. М.
Королева.
Пьеса Олегу понравилась, и, разумеется, он решил показать её своему
мастеру. После чего как-то странно пропал на несколько дней. А когда мы
с ним, наконец, увиделись на площадке лестницы Главного здания института
возле «моей» хозчасти, на мой вопрос:
– Ну? Что сказал Михал-Михалыч?
Олег, помедлив и, отведя глаза в сторону, признался:
– Он сказал одно-единственное слово: «дерьмо»!
И, тем не менее, через пару лет, после окончания театрального института,
Олег «Котёнка» довольно успешно поставил сначала в Казахстане, в городе
Шевченко (ныне это город Актау), а потом и в нескольких других городах.
А позже эта сказка широко пошла в странах не только ближнего, но и
дальнего зарубежья.
И снова удача, что и эта наша встреча с Михал-Михалычем оказалась
заочной – трудно сказать, как бы пережил я слова М. М. Королева о новой
своей работе!.. А с ним мы так же продолжали встречаться в институте.
Знал ли он, что это я написал пьесу для его ученика Карнера?..
Отчего же случилась такая крайне негативная оценка пьесы начинающего
драматурга? Объяснений может быть как минимум два: либо Михал-Михалыч не
понял пьесы, либо, наоборот, понял её слишком хорошо и причина была
глубже – действие «Котенка» разворачивалось на помойке, что не могло не
вызвать определённых ассоциаций! А видение театра (и, в частности,
театра кукол) в то время определялось господствующей идеологией.
И, тем не менее, выдающиеся способности М. М. Королёва угадывать в
литературе интересный драматургический материал для театра кукол
подтверждены его замечательными спектаклями, принёсшими в своё время
славу Ленинградскому Большому театру кукол (БТК): «Прелестная Галатея»,
«Золотой телёнок», «12 стульев». Михал-Михалыч первым вывел на сцену
советского театра только что переведённую пьесу К. и Й. Чапеков «Из
жизни насекомых» и спектакль «В золотом раю», поставленный М. М.
Королевым по этой пьесе, принёс БТК золотую медаль на Международном
фестивале театров кукол в Бухаресте в 1960 году. Он же первым вывел на
сцену театра кукол в начале 80-х годов прошлого века и весьма
«скандальный» в те времена роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Третья, заочная встреча
Ещё одна встреча с Михал-Михалычем (правильнее будет
назвать её «После Михал-Михалыча») произошла много позже.
Накатили невесёлые 90-е годы.
К этому времени из Театрального института я уволился, потому что в
1980-м году поступил на Сценарное отделение Сценарно-Киноведческого
факультета ВГИКа им. Герасимова и прошёл стажировку на «Ленфильме». На
Моховой не бывал – не тянуло. Почти по Геннадию Шпаликову, тоже в своё
время студенту ВГИКа:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Но в начале 90-х годов все-таки на Моховую забежал
(лучше бы, наверное, не забегал) – странное зрелище представлял этот,
некогда процветавший, институт, в прошлом Олимп: неуютно было в нем,
грязно, темно, холодно... И, как знак всего того, что с ним происходило,
– на втором этаже Главного здания, на лестнице, возле танцевального зала
из обшарпанной стены торчал окурок, демонстративно об эту стену
потушенный и прилипший к ней...
Решил по старой привычке заглянуть к «своим» кукольникам… И о чудо! У
них, в отличие от общего, казалось, «предсмертного» состояния института,
было уютно и тепло – словно оазис расцвёл посреди всеобщего запустения!
На мой недоуменный вопрос кто-то из сотрудников кафедры (к тому времени
уже факультета) ответил:
– Да мы просто стены помыли! Достали старые планшеты, завесили ими дыры
на стенах!..
Какой же замечательный коллектив собрал в своё время вокруг себя
Михал-Михалыч! Сплотил его, вышколил, обучил справляться с трудностями,
включая и безнадёжные бытовые. И, казалось, Михал-Михалыч, теперь уже
незримо, но по-прежнему деловито витал в коридорах второго этажа
Учебного корпуса института, осеняя их своим духом!
Похожий «дух» я встречал и в других учреждениях – им словно
пропитываются стены заведений. Хотя, это все, конечно, метафизика: дело
в людях – носителях этого «духа», передающих его дальше – следующим
поколениям…
И, тем не менее, те времена казались беспросветными и по-настоящему
«нулевыми» –о какой-либо совместной работе с кукольниками говорить не
приходилось. И опять мы с «королёвцами» на время разошлись.
Четвертая заочная встреча
Но, хотелось бы надеяться, не последняя.
Разошлись, чтобы снова встретиться через несколько лет: 7-го февраля
2004 года был успешно осуществлён «пилотный» показ нового совместного
проекта: Лаборатории театра кукол. Небольшая театрализованная пробная
читка была удачно осуществлена студентами 3-го курса заочного отделения
(мастерская Тамары и Александра Стависских). С неё-то и началась наша
Лаборатория: совместная работа Домика драматургов (виртуального
объединения независимых петербургских авторов), Санкт-Петербургского
отделения Союза театральных деятелей РФ (ВТО), Российского института
истории искусств и факультета театра кукол СПбГАТИ.
Вот так и случилась наша четвертая, и, может быть, в нашей долгой жизни
«рядом друг с другом» главная встреча с Михал-Михалычем: с его учениками
и с учениками его учеников мы создали отличную Лабораторию, ныне
известную всей нашей огромной стране! Результатом этой заочной встречи,
кроме Лаборатории, явились и четыре полиграфических сборника:
«Играем для детей!», два сборника
под одной «крышей»: «Материалы лаборатории театра кукол»/«Сборник пьес для детей» и
сборник «Сочиняем пьесу», где помещены статьи преподавателей и
литературные опыты студентов факультета театра кукол, а также их пьесы –
многие из которых уже идут на сценах театров кукол России (и не только).
Наша Лаборатория и эти четыре (пока только
четыре) сборника – ответ на мысль,
высказанную М. М. Королёвым в далёком 1967 году в его статье «Высшее
образование кукольников»: «Кафедра мечтает и о своих драматургах.
Проблема драматургии для театра кукол — актуальная проблема» (2).
И поэтому, заходя на факультет и видя Михал-Михалыча на фотографии,
хочется ему сказать:
– Здравствуйте, дорогой Михал-Михалыч! Вот мы с вами, наконец, и
встретились!
Андрей Зинчук,
драматург, член Союза писателей Санкт-Петербурга
PS. Подготовили мы к печати и пятый
сборник: "Маленькое кругосветное путешествие". Пьесы для театра кукол и
не только для него.
-----------------------------
(1) Театральный режиссер, ныне художественный
руководитель Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке,
Народный артист РФ. - Прим. Ред.-сост.
(2) Ленинградский государственный институт театра,
музыки и кинематографии. Сборник статей. Л. 1971. С. 98-105.
|