ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ

 

(опубликовано в журнале "Современная драматургия", май 2006 года)

 

Когда-то современные пьесы находили так (уже после того, как в театры перестали спускать “сверху” разнарядку и не в порядке очередности, ибо у каждого она была своя): уважающий себя главреж имел круг известных, широко ставящихся драматургов; кроме того, были завлиты, приносившие в театр пьесы и работавшие с молодыми авторами; огромными тиражами выходили сборники пьес, а также специализированные издания вроде “Современной драматургии” и такие же специализированные выпуски — “В помощь художественной самодеятельности”, например, и театральные журналы; иногда интересная пьеса мелькала в изданиях ВААП; существовал вал драматургии, самостоятельно добравшейся до театра со всех концов гигантской страны — “самотек”; на какое-то время возникли и быстро исчезли машинистки ВТО/СТД; еще были грамотные переводчики, невесть как добывавшие и переводившие новинки зарубежной драмы; в конце концов, можно было затрудниться поездкой на семинар драматургов, где иногда удавалось выловить приличный текст.

Но все это кончилось. Сегодня собрать хорошие, уже готовые к употреблению пьесы, как грибы, не получается: от перечисленного к настоящему времени осталось лишь слезы: несколько специализированных изданий, да бурно развившийся в последнее десятилетие Интернет — необъятная свалка разнообразных текстов, где изредка можно откопать и тексты для театра, как правило, невысокого качества. Стоит упомянуть несколько фестивалей современной драматургии и несколько “заточенных” под нее театральных площадок. В основном же действует известный принцип, вынесенный в эпиграф статьи. Причем, похоже, по всей стране и во всех сферах ее жизни. А разве может быть иначе? Соленость мирового океана (до странности совпадающая с соленостью человеческих слез — добавим от себя) практически одинакова во всех его точках, — говорят океанологи. Несколько объединившихся в борьбе за выживание групп авторов, пишущих для театра вроде Домика драматургов в Санкт-Петербурге, “Новой драмы” в Москве и компании молодых драматургов, возглавляемой Николаем Колядой на Урале, только подтверждают этот принцип (прошу прощения у тех, кого не упомянул). Для нашей, все еще огромной страны — кот наплакал. Между тем театр устроен так, что без современных текстов нормально развиваться он не может. А новых (хороших) пьес мало. То же, что есть в основной массе, назвать драматургией язык не поворачивается. И одна из причин этого явления в том, что у современного литератора мало побудительных мотивов к написанию произведения именно в драматической форме, поскольку современную пьесу в современном театре ставят неохотно или не ставят вовсе. Побудительный же мотив, как известно, это главная пружина действия персонажа в пьесе. Как, впрочем, и в жизни. И поэтому хочется рассказать о двух проектах, недавно начатых в Санкт-Петербурге, призванных “подкинуть” современным литераторам, пишущим для театра, побудительные мотивы для работы. (По ходу заметим, что совсем другое положение дел сложилось на телевидении, сплошь забитом сериалами из так называемой “нынешней нашей жизни” — на настоящую нашу жизнь, правда, мало похожую, потому что она состоит отнюдь не из одних только бандитских разборок, адюльтера и т.п. Почему так происходит более или менее понятно: продюсерам нужно любыми способами удержать зрителя на своем канале до рекламного блока. В театре удержать зрителя, коль скоро он туда уже пришел, куда проще: уйти из зрительного зала — это вам не канал переключить! Поэтому за уже пришедшего в зал зрителя театру как бы беспокоиться и не нужно: и так посидит, ну, поскучает, посмотрит на интерьер театра, в крайнем случае, понаблюдает за такими же скучающими соседями. А телевидение точно знает, что только классикой оно зрителя сегодня уже не удержит и потому вынуждено изо всех сил расширять свое производство, привлекать новые сюжеты, а это значит — новые силы из числа современных авторов).

Первым из двух вышеупомянутых петербургских театральных проектов, в качестве логического продолжения издательской программы “Ландскрона” Домика драматургов (Независимого объединения петербургских авторов, пишущих для театра), стал проект “Современная петербургская драматургия”. Задуман он театром “Под самой крышей” (художественный руководитель — кандидат искусствоведения Владимир Фунтусов) Культурно-досугового центра “Московский” и Драматургической мастерской при Санкт-Петербургском отделении СТД. Театр представляет зрителям пьесы современных петербургских авторов в самых различных формах: это и театрализованная читка, и этюдная импровизация, и “комнатный прогон”, а иногда и законченный спектакль. Среди представленных на сегодняшний день авторов есть классики отечественной драматургии Людмила Разумовская и Алла Соколова; драматурги Наталья Архипова, Тарас Дрозд, автор этих строк, Сергей Носов, Игорь Шприц, дебютанты Игорь Григорьев, Татьяна Катинская и Борис Соловьев. Свою первую пьесу доверил театру народный артист России Андрей Толубеев. Проект поддержан Союзом театральных деятелей России, Санкт-Петербургским Государственным Университетом культуры и искусств, Радио России, христианской радиостанцией “Мария”, другими городскими организациями. Им активно интересуются актеры, режиссеры и, конечно, зрители. О проекте услышали пишущие для театра и в театр “Под самой крышей” и Драматургическую мастерскую авторы (у которых появился неплохой побудительный мотив — возможность увидеть свою пьесу хотя бы в виде театрализованной читки) понесли свои пьесы. А сайт www.newdrama.spb.ru, где выставлен анонс проекта, посетило множество самых разных визитеров. В планах театра — перенос наиболее удачных работ на большую сцену, работа с новыми авторами, контакты и сотрудничество с родственными проектами. К участию в проекте привлекаются известные петербургские актеры. Народный артист России Иван Краско первым откликнулся на предложение театра и сыграл в пьесе Аллы Соколовой “Либертэ... Эгалитэ...” роль французского поэта Беранже. О своем желании участвовать в проекте заявили и другие известные актеры: заслуженные артисты России Сергей Лосев и Юрий Овсянко, заслуженный артист Бурятии Алексей Баранов и др. Справедливости ради следует заметить, что проект этот рассчитан в основном на уже готовые пьесы. Но автор может многое подправить в своем детище, как это получилось, например, с Игорем Шприцем и Тарасом Дроздом, сократившими тексты своих пьес после первого же просмотра (соответственно, “Иосиф прекрасный” и “Сладкое время нереста”). Поработала с драмой “Биография” и Людмила Разумовская. А народный артист России Андрей Толубеев с помощью театра нашел очень важную для понимания смысла пьесы “Александрия” первую реплику главной героини.

Второй проект возник на базе факультета театра кукол Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства, где петербургские драматурги, при поддержке Санкт-Петербургского отделения СТД создали Лабораторию театра кукол, а Российский институт истории искусств осуществил информационную и интеллектуальную его поддержку.

Поначалу одной из основных задач Лаборатории было соединение практиков театра и драматургов в процессе поиска и создания новой драматургии для театра кукол. За неполных два года удалось провести пять Лабораторий, где были “исследованы” семь пьес — практически, на сцене, в форме театрализованной читки с листа. Это позволило посмотреть на пьесу с позиций самых заинтересованных в ней лиц: драматурга, актёра, режиссёра и художника. Для работы Лаборатории было выбрано заочное отделение факультета, его актёрские и режиссёрские курсы. Продолжительность Лаборатории — не более трех дней, чтобы не срывать ход учебной сессии, и не больше двух репетиций на пьесу: первая — знакомство с текстом, вторая — читка по ролям и поиск сценического воплощения. Спонтанность сценического действия рождает и особый способ существования актёров на сцене, что позволяет почувствовать жанр драматургического материала, оценить достоинства пьесы в целом.

После читок идут дискуссии. Но проходят они не в замкнутом пространстве умозрительных рассуждений, а на примере только что проведённого сценического эксперимента. Драматурги подвергают свое детище испытанием сценой и видят, что им следует изменить в пьесе, а режиссёры, приглашенные на Лабораторию, подмечают постановочные возможности, которые могли ускользнуть от их внимания при обычном чтении. Уже две пьесы, “разыгранные” на Лаборатории, получили предложение театров для реализации. Это “Хлебные братья” Я. Жемойтелите (Петрозаводск) и “Тайна мерцающих огоньков” А. Князькова и К. Черкасской (С.-Петербург). Постепенно расширяется состав участников Лаборатории (подтягиваются театральные педагоги и директора театров), география их проживания (Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Мурманск, Харьков, Петрозаводск) и ее программа: к работе с пьесами добавляется все больше новых мероприятий. Так, встреча с композиторами С. Баневичем и С. Сушко дала возможность поговорить о роли музыки в спектакле. Состоялись занятия по актёрскому мастерству, где студенты познакомились с педагогическим методом Н.В. Демидова. Начался курс “Практическая драматургия” для студентов. А экскурсия в Российский институт истории искусств, где студентов познакомили с историей первого в России искусствоведческого научного учреждения, основанного в начале XX века графом В.П. Зубовым, продолжила их культурологическое образование. Из числа последних мероприятий – встреча со священником отцом Борисом (Безменовым) и посещение Санкт-Петербургской Духовной Академии, знакомство с последними новинками компьютерных технологий, с издателем “театральных“ книг Павлом Дмитриевым и с одними из основателей “Уральской зоны“ театра кукол художником М. Борнштейном и заслуженной артисткой России В. Ширяевой, с известными петербургскими актерами: Андреем Толубеевым, Сергеем Лосевым, Борисом Смолкиным и режиссером Львом Стукаловым. И изначально задуманная драматургической, Лаборатория к настоящему времени превратилась в многоплановую и полноценную творческую организацию, способствующую расширению форм профессионального образования студентов. Разбор материалов, представленных на ней, позволил “озадачить” студентов — участников практических занятий по драматургии: к последней Лаборатории, тему которой организаторы определили как “Новый год в театре кукол”, представить свои драматургические этюды. И их, вполне профессиональных, оказалось пять!

Как можно заметить, главной задачей двух вышеописанных проектов является создание у пишущих для театра побудительного мотива к работе: если и не полноценной оплаченной постановки в театре, то хотя бы театрализованной читки или публикации в хорошо и давно “раскрученном” издании (в данном случае и для авторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области это альманах “Ландскрона” и страница Домика драматургов в сети Интернет). А кроме того — освещение в газетах, на радио (например, в постоянной передаче “Современная драматургия: между добром и злом” на христианской радиостанции “Мария”), на телевидении. Все вместе это можно назвать попыткой создания пьес в лабораторных условиях. Потому что Лаборатория это:

— дополнительное образование для драматургов, преподавателей и студентов — раньше это называлось малозвучным словом “факультатив”:

— тематические видеопросмотры;

— театрализованные читки;

— практические занятия;

— культурологические лекции и экскурсии;

— встречи с интересными людьми;

— кроме того, есть идея разыграть в присутствие автора, если ему не удалась пьеса целиком, удачную из нее сцену или даже фрагмент.

И новые тексты пошли. Причем с каждым днем их присылают к нам все охотнее. Наверное, более естественным сегодня был бы процесс создания пьесы при театре, как в старые добрые времена. Но если с этим не получается, можно попробовать что-то сделать и при учебном заведении — например, при Университете культуры, при Драматургической мастерской Санкт-Петербургского отделения СТД России, при Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства. Чтобы немного подсластить в одной взятой точке соленую горечь российского “океана”, или, иными словами, — передать дело помощи утопающим в профессиональные руки, — как это и полагается в цивилизованных странах.

Подробно со всеми материалами и планами “Современной петербургской драматургии” и Лаборатории театра кукол можно ознакомиться на сайте www.newdrama.spb.ru. А написать по электронным адресам ftk@tart.spb.ru и zinchuk@mail.ru

(В тексте использованы материалы проекта “Современная петербургская драматургия” и Лаборатории театра кукол при факультете театра кукол СПбГАТИ.)

Андрей Зинчук