ДВЕНАДЦАТЬ
авторов петербургского альманаха "Ландскрона"

(альманах "Балтийские сезоны N 1 за 2000 год)

Драматург Виктор Розов лет двадцать назад признался одному из авторов альманаха: "У нас получилось потому, что когда мы вернулись с войны, оказалось, что всех убили. Мы начинали на пустом месте!"
Рассеивается угар так называемой "перестройки" и в петербургском драматургическом пространстве, как на полотне Верещагина, все больше начинают проступать черты "позднего" Апокалипсиса:
- развалилась одна из самых крупных в прошлом секций Союза писателей Санкт-Петербурга, секция драматургии;
- канули в лету ежегодные конференции писателей Северо-запада, а вместе с ним и литературные семинары;
- никто даже уже и не вспоминает о ВОТМе - всероссийских творческих мастерских;
- известная в прошлом всей стране мастерская драматургов при СТД влачит ныне жалкое существование.
На протяжении последнего десятка лет петербургские драматурги умирали своей смертью, сводили счеты с жизнью, эмигрировали за границу, не выдержав затянувшейся паузы, навсегда уходили из профессии. У немногих оставшихся "в живых" перспектива тоже прямо скажем невеселая: современному драматургу (уж так устроена его профессия) приходится бороться за право постановки (а в нынешних условиях это означает фактически за жизнь) не только со своими коллегами по перу, а (в основном) со всем парком мировой драматургии. Где плечом к плечу стоят плотными рядами такие мэтры, как Шекспир и Пушкин, Мольер, Гольдони и Беккет, Чехов, Островский и множество других первоклассных, проверенных временем авторов, с правами которыми современному режиссеру не нужно считаться и которым - может быть сегодня это главное - НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ за использование их произведений. В одном замечательном романе о театре об этом было сказано так: "А зачем же было себя утруждать писать? Вон ведь сколько уже написано!" (М. Булгаков, "Записки покойника" - первоначальное название, "Театральный роман" - второе, может быть вынужденное).
Еще одна театральная страшилка - инсценировка. Еще страшнее она становится оттого, что часто принадлежит перу главного режиссера. А инсценировок одного и того же автора на театре может быть сколько угодно. Следовательно, к сонму соперников современного драматурга из числа собратьев по перу следует приплюсовать еще и мировых прозаиков! Не многие сферы производства находится в подобном положении: свежая еда, питье и одежда требуются человеку каждый день. 
Очень бурно развиваются новые технологии. И причина этому только одна: они вынуждены соревноваться друг с другом за обладание потребителем. Не с ламповыми же приемниками компьютерным технологиям тягаться, в самом деле! Вот и потенциальных потребителей современной драматургии по идее должно становиться с каждым днем все больше: кино, телевидение, радио, театры, всевозможные вечера и массовые представления, психологическая служба по отработке травмирующих ситуаций и др., но почему-то не становится. Во всяком случае сегодня на афише петербургских театров доминирует классика! Что было бы во времена Островского с Островским, если бы в тамошних театрах шли спектакли только по пьесам Еврипида, Шекспира и Софокла - можно только догадываться...
В Театре (как, впрочем, и вообще в жизни) зритель всегда чего-то ждет. Если согласиться с идеей Федора Достоевского об управлении миром троицей, состоящей из Чуда, Тайны и Авторитета, то можно заметить, что чудо и тайна развития сюжета из современного театра ушли - большинство сюжетов хорошо известны: страна, похоже, навсегда выучила историю трех сестер. И зритель следит в основном не за тем "что" происходит на сцене, а затем "как" оно происходит. Театр держится в основном на Авторитете...
Справедливости ради следует заметить, что современная драматургия отчасти сама себя дискредитировала еще в начале перестройки. И нынешнему, некогда напуганному ею зрителю, очень трудно объяснить, что на спектакле по современной пьесе его, как минимум, не будут мучить и объяснять ему какой он - зритель - нехороший. 
Подливают масла в огонь и современные кино-телезрелища: постепенно складывается стойкий стереотип - современное, значит с кровью, с насилием. А зритель этого по вполне понятным причинам не хочет! В классике же насилия как ни крути меньше. Наверное, ровно столько, сколько и в жизни. (Если бы посторонний наблюдатель, скажем с Марса, имел бы в качестве канала информации только наше телевидение - можно себе представить, в каком виде предстала бы перед ним наша сегодняшняя российская действительность! Хотя, по сути дела, захваченные каналы информации, НИЧЕГО другого не изображают, кроме желания их владельцев... Конечно, за сегодняшнюю ситуацию платить, как водится, придется следующему поколению: отсутствием полноценной современной ему культуры. Но ведь это будет не сейчас, а потом, когда-нибудь. Завтра, а не сегодня, вот в чем дело! А своих детей главные перестройщики видимо рассчитывают успеть вывести за границу!!)
Вот в таких или приблизительно таких условиях на пустом или на почти пустом месте и родился в нашем городе альманах "Ландскрона", организованный на свой страх и риск - и, кстати, на свои средства - инициативной группой петербургских авторов, объединившихся в Домик драматургов. Кстати, по свидетельству Канадского социологического института, - сегодня это одно из немногих в России неформальных литературных объединений, следы деятельности которого можно как-то обнаружить!
За три года объединением было выпущено четыре сборника: "Петербургские авторы конца тысячелетия", "Пьесы для небогатых театров", "Новая петербургская драматургия" и "Семь пьес с необычной судьбой" (эксклюзивное издание для сети Internet), подготовлен к печати пятый сборник - "Комедии". Собираются пьесы для детей.
Если со сборниками, выпушенными обычным полиграфическим способом, все более менее ясно, то на четвертом Internet-овском хотелось бы остановиться особо: 
"Семь пьес с необычной судьбой" - семь невеселых (если не сказать большего) "театральных романов", разыгравшихся у семи петербургских авторов в разных театрах с разными героями и антигероями последних двадцати лет России - во многом этот сборник подтверждает многое из вышесказанного, а поскольку денег на полиграфическое его издание объединению не найти (опять же в силу изложенных причин), он опубликован на страничке Домика драматургов в Internet "бесплатно" по адресу www.theatre.spb.ru/newdrama/ и www.nit.spb.su/koi8/books/index.htm
При анализе альманаха представляется редкий счастливый случай заглянуть в будущее: поскольку с помощью этого издания каждый из членов Домика не только заявил о себе, но и выпустил свою, пусть небольшую, антологию, можно попробовать проанализировать не отдельные тексты, а склонности и намерения авторов с тем, чтобы определить тенденции развития современной петербургской драматургии.
Книги альманаха составлены по тематическому признаку - это удобнее для потребителя. Думается, что его авторов не стоит особенно ни ругать, ни хвалить - от этого еще никто не становился лучше! Тем более, что других с такой настойчивостью (и обреченностью) пишущих для театра все равно не сыскать. А если где-то они и есть (вообще-то - по определению - быть не должно!), мы о них мало что знаем. Поэтому представленных во всех пяти сборниках лучше всего расположить в алфавитном порядке:
За три года существования альманаха Наталья Бортко (автор сценария к широко известному фильму "Собачье сердце") напечатала в нем только одно трагическое произведение из петербургской жизни раз - драму "Варвару".
Олег Ернев (запомнившийся зрителю может быть не самой лучшей своей комедией "Когда спящий проснется", правда, облетевшей лет пятнадцать назад многие театры) опубликовал либретто маленькой "хулиганской" оперы "Большой Ук-Ук", отличную повесть "Плата за перевоз", небольшие, но очень смешные комедии "Третий глаз" и "Загадочный мужчина". В пятом сборнике выйдут еще две его одноактные комедии "Вечер с хорошенькой и одинокой" и "Час моржей".
Андрей Зинчук - автор этих строк и руководитель издательской программы, дебютировавший когда-то пьесой для детей "Вперед, Котенок!" до сегодняшнего дня не сходящей со сцены, - напечатал в альманахе "31 декабря" - сказку для повзрослевших детей, либретто драматического балета "Безымянный проспект", сказку "С волшебным удовольствием", приключение для детей и взрослых "Игра в DOOM". Его комедия "История маленькой любви" должна появиться в пятом сборнике.
Леонид Кудряшов (псевдоним Леонид Ворон) - довольно любопытную комедию положений "Пять миллионов долларов", первую свою работу в печати. Собирается публиковать комедию дель арте "Маски и барабан".
Сергей Носов - комедии "Берендей" и "Времени вагон", а так же очень изящную миниатюру "Джон Леннон, отец", выступив в качестве мастера мистификаций.
Александр Образцов (известна его небольшая драма "Пятеро", опубликованная в четвертом, Internet-овском издании) выпустил комедии "Магнитные поля", "Пригород" и "Все кошки серы", а так же трагедию "Сад ветра", выступив в основном в роли автора лирических комедий.
У Саши Попова была опубликована чрезвычайно известная в свое время (лет двадцать назад) и, пожалуй, даже мифологизированная драма "Потом... потом... потом..." до сегодняшнего дня не потерявшая своей мрачной притягательной силы.
Людмила Разумовская (ее "Дорогая Елена Сергеевна" прошла почти по всем европейским городам) опубликовала драмы "Владимирскую площадь" и "Биографию", а так же пьесу мало свойственного ей комедийного жанра "Французские страсти на подмосковной даче".
Алла Соколова (самая известная ее работа "Фантазии Фарятьева") дала в альманах одноактную пьесу "Раньше" и лирическую комедию "Либетрэ... Эгалитэ".
Произведения Станислава Шуляка "Послесловие", "Наваждения" и "Книгу Иова", можно отнести к философской драме.
Для сборника "Комедии" Вадим Шмелев предложил довольно традиционную (что, в общем, совсем неплохо) комедию "Розы в ванне".
Игорь Шприц (известна необычная судьба его комедии "ГРОБ, так же опубликованной в эксклюзивном сборнике для сети Internet) - комедию "На донышке", драмы "Не верь, не бойся, не проси" и "Иосиф прекрасный". Для пятого сборника подготовил три небольших комедии под общим названием "Три песни о Родине".
То есть, ДЕВЯТЬ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В АЛЬМАНАХЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ АВТОРОВ СЕГОДНЯ ПИШУТ КОМЕДИИ! А это значит, что после того, как закончится Апокалипсис "в отдельно взятой стране" жить нам с вами видимо будет немного веселее! Потому что в современной Америке, например, большинство исполняемых в театрах пьес - современных драматургов. Их количество в репертуаре колеблется по разным оценкам от 30 до 80% - видимо среднего американца очень интересует сегодняшний день. А еще больше - завтрашний, который у них, в Америке, связан с сегодняшним.
В заключение хотелось бы сказать еще вот о чем. Каждый из нас с детства встречается со Злом. Причем в совершенно разных его формах. И к злу принято относится негативно. Хотя можно вспомнить В. Гете, а за ним и М. Булгакова: "Я - часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо". Или другое: "Ты должен сделать Добро из Зла, потому что больше его делать не из чего" (Роберт П. Уоррен "Вся королевская рать"). Из чего следует, что так же, как Тьма и Свет формируют объем, Зло - необходимый ингредиент во многих жизненных процессах. И сегодняшнее Зло - время, преломившееся в источниках массовой информации - на самом деле изо всех сил работают на современную русскую литературу: в их темном свете она начинает приобретать настоящий объем. В особенности на бескрайних просторах нынешнего российского безвременья.

2000 г.
Андрей Зинчук